Два года назад комиссия по обгонам разработала идеальную концепцию болида, которая должна была увеличить количество обгонов во время гонки. Ну, или хотя бы значительно упростить задачу более быстрому гонщику. К сожалению, все хорошо оказалось только на бумаге, поскольку в борьбу вмешались новые решения конструкторов.
Год назад переломным стало изобретение двойного диффузора. Первые идеи появились в команде Уильямс, а чуть позже Росс Браун довел решение до идеала, что и позволило его собственной команде выиграть первую часть чемпионата, а с ней и весь сезон. При этом в тени осталась уникальная конструкция переднего антикрыла, которую - вместе с диффузором - со временем повторили множество команд.
Перед началом сезона 2010 года вопросов, связанных с новыми концепциями постройки болида, было масса. Росс Браун был избран главным героем межсезонья - удастся ли ему повторить успех прошлого года или же его конкуренты окажутся проворнее. Выиграли вторые, и это стало ясно после первых же этапов сезона.
1. Выдувной диффузор
Адриан Ньюи продемонстрировал свою разработку на тестах в Хересе. Тогда множество фотографий демонстрировали необычайно низкое расположение выхлопных труб в боковых понтонах новенького RB6. На тот момент было неясно, какой эффект произвела разработка - ответ на практически все вопросы был бы дан только в Сахире.
На первом же этапе в сезоне новая разработка была внедрена в жизнь - двойной диффузор болида Ред Булл получал дополнительный воздух из выхлопной трубы, что придавало машине еще большую прижимную силу - практически бесплатно. Правда, события на первом этапе заставили задуматься над правильностью решения - Кристиан Хорнер по ходу гонки сообщил Себастьяну Феттелю, но у него возникли проблемы с той самой системой.
Возможно, проблема была в том, что Сахир совсем не был похож на дождливый Херес, и погода была не полностью учтена. На таком уровне сложно в это поверить, но такая возможность таки существует. Как бы там ни было, на следующих этапах в Ред Булл не отказались от новой системы и она работала просто прекрасно. Больше всего это было заметно в знаменитом восьмом повороте стамбульской трассы - там пилоты РБР были быстрее своих соперников на восемь десятых.
В пример взят очевидный участок трассы в чемпионате, но их было намного больше. На любой трассе, где были связки медленных не острых поворотов, у австрийской конюшни было явное преимущество - соперники, которые попытались повторить разработку, смогли лишь не отстать от лидера в этой номинации.
2. Воздуховод
Макларен же в этом сезоне сделал явную ставку на скоростные участки, сделав в своем болиде трубку, которая выгоняла воздух под заднее антикрыло. Принцип работы, если не вдаваться в детали, довольно простой - на прямых пилоты Макларен коленом открывали подачу воздуха в трубу и из-за дополнительного воздуха уравнивалось давление на заднее антикрыло (воздух поступал и снизу, и сверху), благодаря чему машина разгонялась быстрее.
Преимущество Макларен стало видно прямо в Сахире, где на прямых британцы были намного быстрее соперников. Еще не ясно, кто бы стал победителем этапа, если бы к трассе не был добавлен очень медленный участок, где были быстры РБР. Тем не менее, акценты были расставлены. Когда у Феттеля возникли проблемы, то он начал пропускать некоторых соперников, но самый легкий обгон удался Хэмилтону. Кто-то мог сказать, что Себ слишком легко пропустил соперника, но цифры отвечали на многое - Макларен в тот момент был быстрее на 10 км/час.
Конкурентам "Маков" было не так уж и легко повторить разработку. Все дело было в том, что была введена омологация монокока. С одной стороны, соперникам приходилось искать другие возможные пути, а с другой - сам Макларен уже не мог что-то изменить в конструкции. Так получилось, что в результате другими командами были найдены более интересные решения (в Уильямсе была одна из лучших конструкций), за счет чего им удалось немного сократить отставания от Макларен на прямых.
3. Гибкие антикрылья
Если два главных изобретения вызывали недоверие, но не могли быть оспорены конкурентами в суде, то гибкое переднее антикрыло Ред Булл могло принести неприятные последствия команде.
Пиковым стал Гран-при Венгрии - медленная трасса заставила думать в других направлениях. В результате РБР были очень быстры, но после гонки прозвучали обвинения в адрес "энергетиков". Оказалось, что антикрыло очень сильно прижималось к трассе, что подтверждали многочисленные фотографии и запись с камеры над головой пилотов (автору этой статьи удалось перепроверить информацию - таки да, крылья были нестатическими).
Правилами разрешено допустимое значение изгиба крыла, но все это проверяется установленными методами. В РБР нашли путь обхода, но и судьи не валяли дурака. Они объявили о том, что шалости в Венгрии команде, по сути, прощаются, но вот перед следующими этапами будет внедрена новая система проверки и если контроль будет не пройден, то будет худо. К счастью, в тот момент наступил месячный перерыв и Ред Булл не попались. Правда, в этом были замечены и ферраристы, но у них нарушение было не столь значительно, что и позволило им остаться в тени.