На последний круг лидирующую группу повел Ронни Петерсон. Казалось, что может произойти всего за один круг? Каждый поворот легендарной Монцы знает большинство мальчишек со всего мира, не говоря уже о пилотах, посему на ошибку не стоило рассчитывать. Но не тогда, не в гонке 1971 года. Курва Гранде, Роджа, Лесмо, Виалон и, конечно же, Параболика. Но в последнем повороте нервы шведа не выдержали, он не смог выйти из него по оптимальной траектории, а ведь ему в спину дышало 4 болида! А может это и не его вина, а заслуга другого пилота?
Лотус не приехал на гонку в Италии из-за продолжавшегося судебного разбирательства по делу гибели Йохена Риндта годом ранее. В Монце выступил только Эмерсон Фиттипальди на уникальном полноприводном и газотурбинном Лотусе 56B. Чтобы избежать возможного вмешательства со стороны итальянских властей, команда на одну гонку приняла название World Wide Racing. Пилот Макларена Денни Хьюм уехал на соревнования в США, и его команда также выступала только одним автомобилем. Сёртис выставил третий автомобиль с Майком Хэйлвудом за рулём.
Вообще, квалификация продемонстрировала превосходство 12-цилиндровых моторов над "восьмерками" Косуорт. Поул выиграл Крис Эймон на Матре, а лучший из пилотов с ДФВ, 27-летний парижанин Франсуа Север, показал только пятый результат, уступив более секунды. Зато неплохо смотрелись гонщики БРМ. На деньги парфюмерной компании молодой конструктор Тони Саутгейт построил модель P160, на которой Йо Зифферт уже победил в Австрии.
В остальном же, большие надежды на итальянскую гонку возлагала Скудерия, ведь Клей Регаццони стартовал с 8 места, а Жаки Икс – и вовсе со второго. А на 7 месте стартовой решетки расположился Джеки Стюарт, и вряд ли его это расстроило. Тирелл в 1971 году ехал не только долго, но и весьма здорово. Наследник Джима Кларка быстро снял вопрос о том, кому достанется чемпионский титул. В стиле своего земляка, Стюарт начал год с череды побед, после чего мог позволить себе чуть расслабиться – дело было сделано. Забегая наперед, в Монце шотландец не участвовал в споре за победу - на 16-м круге отказал двигатель.
И, как сказал один из тогдашних журналистов, тяжело было уследить за лидирующей группой, было проще отмечать отстающих пилотов. Во время итальянского этапа в 1965 году лидер заезда менялся рекордные сорок два раза. Шесть лет спустя этих смен было несколько меньше, 26 если вдаваться в конкретику, но именно Гран-при Италии 1971 года часто называют одной из самых невероятных гонок в истории Формулы 1. Восемь гонщиков лидировали в то или иное время гонки. Первым из всех стал Регаццони, который первым замкнул стартовый круг и удерживал лидерство последующие три.
Но долгое время тянулась основная борьба между тремя пилотами: Ронни Петерсоном, Франсуа Севером и Майком Хэйвудом, пилотировавшим Сертиз-Форд. Правда, долго навязывать борьбу пилотам, которые сражаются не на жизнь, а на смерь, за серебряную медаль чемпионата, дебютант сезона не мог. К его чести, намного и не отстал, до последних метров гонки претендуя на подиум. Дуэт лидеров чемпионата так и продолжал выяснять отношение, но отпускать их никто не собирался, и стать третьим в этой борьбе пытались многие. В один момент лучше всех это удавалось у обладателя поула Криса Эймона. Несмотря на то, что новозеландец утратил лидерство еще на старте гонки, он дважды возглавлял пелотон: с 37 по 41 и с 43 по 46круги. Но в итоге оказался бессилен против напора Рони Петерсона.
С каждым кругом лидирующая группа все сокращалась и сокращалась, окончательно остановившись на цифре 5. Именно такое количество болидов ехало бок-о-бок на последних кругах трассы, и тяжело было отдать кому то преимущество. На последний круг эту группу повел Ронни Петерсон. 27-летний шведский пилот имел отличные шансы в борьбе за серебро чемпионата, а первая в карьере победа пришлась бы ему весьма кстати.
И вот она развязка: торможение перед Параболикой, 5 болидов входят в последний поворот, ни в одного из них нет преимущества. В итоге судьба улыбнулась тому, кто выглядел едва ли не слабее всех в "счастливой группе". Но в то же время тому, что смог воспользоваться лучше всех слип-стримом. Вся пятерка уместилась в шесть десятых секунды! Но первым линию финиша пересек БРМ… Питера Гетина.
Для британца эта победа так и осталась единственной в карьере. И, тем не менее, именно Гетин, начав заезд с 11-й позиции и держась в тени именитых конкурентов большую часть дистанции, выиграл эту удивительную гонку. Отрывы тех, кто финишировал следом, впечатляют: 0,01 – 0,09 – 0,18 – 0,61 секунды! Ронни Петерсон в итоге финишировал вторым, опередив Франсуа Севера, британца Майка Хейлвуда и Хоудена Генли.
После 11-ти этапов чемпионата мира Джеки Стюарт был объявлен лучшим в мире гонщиком и с 62-мя очками выиграл чемпионский титул. Петерсон, во второй половине сезона повысивший свою стабильность выступлений, с 33-мя очками таки занял второе место, далее расположились товарищ по команде Стюарта, Франсуа Север, с 26-ю очками и Жаки Икс с Джозефом Зиффертом с 19-ю очками у каждого. Эмерсон Фиттипальди после своего первого полного сезона Гран-при занял в общем зачете чемпионата мира шестое место. Тирелл с первой попытки выиграли чемпионат мира среди производителей – в самом деле, выдающееся достижение.