Его карьера могла вообще не начаться ввиду уважительных причин. Он мог дважды погибнуть по ходу своей карьеры. Он не отказался от автоспорта, когда его парализовало. Он погиб в обычном ДТП. При этом, наш сегодняшний герой, прийдя в Формулу-1, сразу же заявил о себе, но для чемпионства чего-то да не хватило.
Джанклаудио Джузеппе "Клей" Регаццони родился 5 сентября 1939 года на юге Швейцарии. Тогда только-только началась Вторая Мировая война, но отнюдь не могло повлиять на то, что он так и не начал бы свою карьеру. Летом 1955 года в Ле-Мане состоялась страшная трагедия, когда погибло более 80 человек. Организаторы гонок начали серьезно думать над улучшением безопасности, а кому-то пришлось сделать радикальные шаги. Так Мерседес пропал из Формулы-1 на 55 лет, а в Швейцарии гонки до сих пор запрещены.
По этой причине мы не можем сказать о Клее, что он с ранних лет выступал в соревнованиях по подьему на холм, или что-то подобное - его карьера началась лишь в 24 года! Это было поздно даже по тем временам, а ведь нужно было еще пройти все ступеньки к Формуле-1.
Близость родных мест с Италией (город фактически стоял у границы) позволила Джанклаудио начать выступления в заграничных гонках. Он довольно успешно закоремендовал себя в том самом хиллклимбе, а потом подвернулась удача - его пригласили в Формулу-3. Несколько лет он пользовался поддержкой итальянской команды Tecno и постепенно пробрался на самый верх. Правда, были и неприятные моменты.
В 1968 году он едва ли не погиб. Сначала крупная авария произошла в Монако - его машина неудачно врезалась в заграждение, и лишь чудом одна из рельс пронеслась мимо Клея. В Зандворте он столкнулся с Крисом Ламбертом - тот погиб от полученных травм, а наш герой был в ужасном расположении духа и едва ли не прекратил выступления в гонках. Он продолжил расти с в 1970 году сам Энцо Феррари пригласил его в свою команду.
Необычный то был сезон для Скудерии. На старте у них был всего лишь один боевой пилот - Жаки Икс, - и лишь на полпути к финишу был приглашен второй пилот. Причем, было аж два пополнения - Коммендаторе выбирал между Клеем Регаццони и Иньяцио Джунти. Молодым пилотам предоставилась возможность показать свое мастерство в королевском классе. Исход этого противостояния получился предсказуемым, но, в то же время, - трагичным.
Дебют у Клея Регаццони получился сверхудачным - каждый о таком может мечтать. Первая гонка - первые очки, потом еще несколько, потом подиум и после этого наступил Гран-при Италии 1970 года. Наверное, многие вспомнят о том, что тогда погиб Йохен Риндт. Жаки Икс, хоть и вылетел, но получил шанс на титул... В связи с той трагичностью сезона на втором плане остается тот факт, что в Монце победил Регаццони - это была его первая победа. Да, из-за смерти лидера, Лотус не выставил машины на гонку, лидер команды Феррари (Икс) досрочно прекратил борьбу - таковы были обстоятельства той победы.
Регаццони завершил свой первый полу-чемпионат на третьем месте в общем зачете, проиграв лишь 12 очков Риндту. При таких результатах странно было говорить о том, кто же из "вторых" пилотов Феррари оказался сильнее. Но даже если и были сомнения, то в начале января 1971 года они лишены были смысла - Джунти погиб.
Как это часто бывает, за очень удачным стартом последовал провал. Конечно, найдутся пилоты, которые будут мечтать о шести подиумах за два сезона, но это было не в случае со швейцарцем. Он даже побил Джекки Стюарта в Гонке Чемпионов, которая состоялась в Брэндс-Хетче, но результатов в основной его работе не было. В 1973 году Джанклаудио приютила команда BRM, но тот сезон запомнился лишь ужасной аварией - Майк Хейлвуд буквально вытащил Клея из горящей машины и спас тому жизнь. Но и после этого швейцарец нашел в себе силы и продолжил выступать. И очень даже неплохо.
Сезон 1974 года - еще один блестящий сезон в истории Формулы-1. Регаццони снова оказался в Феррари, где его напарником стал Ники Лауда, а Фиттипальди на Макларен и Шектер на Тирреле повели борьбу в чемпионате вместе с "красными". Сезон складывался удивительным образом. По ходу чемпионата никто никого не отпускал - если кто-то не финишировал в одной гонке, то его соперник делал это же на следующей. За два этапа до финиша у Клея в активе была лишь одна победа, но и этого было достаточно.
На предпоследнем Гран-при в Канаде по ходу гонки сложилась такая ситуация, когда все четверо возглавляли пелетон, а после гонки между ними ыло бы всего лишь два очка! Это была бы невероятная развязка, гонка завершилась чуть ли не по традиции: два из четырех сошли. В живых остались Фиттипальди и Регаццони - у них было по 52 очка. К сожалению, исход последнего этапа предрешился еще на тренировках. Регаццони в США попал в аварию и полностью разбил свою машину - пришлось доставлять новую, но настройки у нее были некудышними. Клей финишировал лишь на 11-м месте, упустив первый и последний шанс на чемпионство.
Увы, но после реальной борьбы снова пришел спад. Ники Лауда стал значительно сильнее швейцарца и дважды подряд претендовал на чемпионство - в одном случае он победил, а во втором отдал титул Ханту в знаменитой дождевой Японии-76. А Клей был, к сожалению, в тени. Пара побед за два года - не тот результат, на который рассчитывал Энцо Феррари и в 1977 году Клей начал выступления в маленьких командах.
Для начала были "Ensign" и "Shadow" - за рулем таких машин он сумел добыть максимум пятое место, но в 1979 году он получил приглашение от Фрэнки Уильямса. Клей был опытным пилотом и начальник в будущем легендарной команды знал это. Вместе с Аланом Джонсом они должны были строить новую команду, и им удалось чудо.
1979 год был крайне нестабильным. В моду входил граунд-эффект - конструкторы каждый день ломали головы над тем, как же сделать "машину-крыло" быстрее. Сначала шустрыми оказались Лижье, затем вернулись Феррари вместе с Шектером и Жилем Вильнёвом, ну а потом настал черед Уильямс. Перелом произошел на Гран-при Великобритании. Фрэнк Уильямс не верил своим глазам: Алан Джонс и Клей Регаццони везли команде не просто первую победу, а целый дубль! Увы, но австралиец сошел с трассы и победа досталась более опытному партнеру - Регаццони.
Этот успех стал последним в карьере швейцарца. Дальше Уильямсы остались быстры и Джонс начал штамповать победы - он практически достал парочку из Феррари, но неудачное начало сезона лишило его всех шансов на титул. Клей же вновь оказался в тени, а в следующем году опять оказался в команде "Ensign". Его карьера в Формуле-1 продолжалась недолго - на Гран-при США он попал в жуткую аварию и остался парализован.
Но гоночная карьера на этом не была закончена. Клей пересел в машину с ручным управлением и принял участие в гонке на выживание в Себринге и Дакар. Продолжал он выступать до 1990 года, позже стал телекомментатором гонок Формулы-1, известным критиком... Увы, но 15 декабря 2006 года на автостраде близ Пармы он зацепил грузовик и получил травмы, которые побороть не сумел.