Герои асфальта. Клей Регаццони

18 января 2011, 12:55
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua рассказывает о швейцарце, который принес первую победу Фрэнку Уильямсу.
Герои асфальта. Клей Регаццони iSport.ua рассказывает о швейцарце, который принес первую победу Фрэнку Уильямсу.
Клей Регаццони, www.forumula1.net
Его карьера могла вообще не начаться ввиду уважительных причин. Он мог дважды погибнуть по ходу своей карьеры. Он не отказался от автоспорта, когда его парализовало. Он погиб в обычном ДТП. При этом, наш сегодняшний герой, прийдя в Формулу-1, сразу же заявил о себе, но для чемпионства чего-то да не хватило.
 
Джанклаудио Джузеппе "Клей" Регаццони родился 5 сентября 1939 года на юге Швейцарии. Тогда только-только началась Вторая Мировая война, но отнюдь не могло повлиять на то, что он так и не начал бы свою карьеру. Летом 1955 года в Ле-Мане состоялась страшная трагедия, когда погибло более 80 человек. Организаторы гонок начали серьезно думать над улучшением безопасности, а кому-то пришлось сделать радикальные шаги. Так Мерседес пропал из Формулы-1 на 55 лет, а в Швейцарии гонки до сих пор запрещены.
 
По этой причине мы не можем сказать о Клее, что он с ранних лет выступал в соревнованиях по подьему на холм, или что-то подобное - его карьера началась лишь в 24 года! Это было поздно даже по тем временам, а ведь нужно было еще пройти все ступеньки к Формуле-1.
 
Близость родных мест с Италией (город фактически стоял у границы) позволила Джанклаудио начать выступления в заграничных гонках. Он довольно успешно закоремендовал себя в том самом хиллклимбе, а потом подвернулась удача - его пригласили в Формулу-3. Несколько лет он пользовался поддержкой итальянской команды Tecno и постепенно пробрался на самый верх. Правда, были и неприятные моменты.
 
В 1968 году он едва ли не погиб. Сначала крупная авария произошла в Монако - его машина неудачно врезалась в заграждение, и лишь чудом одна из рельс пронеслась мимо Клея. В Зандворте он столкнулся с Крисом Ламбертом - тот погиб от полученных травм, а наш герой был в ужасном расположении духа и едва ли не прекратил выступления в гонках. Он продолжил расти с в 1970 году сам Энцо Феррари пригласил его в свою команду.
 
Необычный то был сезон для Скудерии. На старте у них был всего лишь один боевой пилот - Жаки Икс, - и лишь на полпути к финишу был приглашен второй пилот. Причем, было аж два пополнения - Коммендаторе выбирал между Клеем Регаццони и Иньяцио Джунти. Молодым пилотам предоставилась возможность показать свое мастерство в королевском классе. Исход этого противостояния получился предсказуемым, но, в то же время, - трагичным.
 
Дебют у Клея Регаццони получился сверхудачным - каждый о таком может мечтать. Первая гонка - первые очки, потом еще несколько, потом подиум и после этого наступил Гран-при Италии 1970 года. Наверное, многие вспомнят о том, что тогда погиб Йохен Риндт. Жаки Икс, хоть и вылетел, но получил шанс на титул... В связи с той трагичностью сезона на втором плане остается тот факт, что в Монце победил Регаццони - это была его первая победа. Да, из-за смерти лидера, Лотус не выставил машины на гонку, лидер команды Феррари (Икс) досрочно прекратил борьбу - таковы были обстоятельства той победы.
 
Регаццони завершил свой первый полу-чемпионат на третьем месте в общем зачете, проиграв лишь 12 очков Риндту. При таких результатах странно было говорить о том, кто же из "вторых" пилотов Феррари оказался сильнее. Но даже если и были сомнения, то в начале января 1971 года они лишены были смысла - Джунти погиб. 
 
Как это часто бывает, за очень удачным стартом последовал провал. Конечно, найдутся пилоты, которые будут мечтать о шести подиумах за два сезона, но это было не в случае со швейцарцем. Он даже побил Джекки Стюарта в Гонке Чемпионов, которая состоялась в Брэндс-Хетче, но результатов в основной его работе не было. В 1973 году Джанклаудио приютила команда BRM, но тот сезон запомнился лишь ужасной аварией - Майк Хейлвуд буквально вытащил Клея из горящей машины и спас тому жизнь. Но и после этого швейцарец нашел в себе силы и продолжил выступать. И очень даже неплохо.
 
Сезон 1974 года - еще один блестящий сезон в истории Формулы-1. Регаццони снова оказался в Феррари, где его напарником стал Ники Лауда, а Фиттипальди на Макларен и Шектер на Тирреле повели борьбу в чемпионате вместе с "красными". Сезон складывался удивительным образом. По ходу чемпионата никто никого не отпускал - если кто-то не финишировал в одной гонке, то его соперник делал это же на следующей. За два этапа до финиша у Клея в активе была лишь одна победа, но и этого было достаточно. 
 
На предпоследнем Гран-при в Канаде по ходу гонки сложилась такая ситуация, когда все четверо возглавляли пелетон, а после гонки между ними ыло бы всего лишь два очка! Это была бы невероятная развязка, гонка завершилась чуть ли не по традиции: два из четырех сошли. В живых остались Фиттипальди и Регаццони - у них было по 52 очка. К сожалению, исход последнего этапа предрешился еще на тренировках. Регаццони в США попал в аварию и полностью разбил свою машину - пришлось доставлять новую, но настройки у нее были некудышними. Клей финишировал лишь на 11-м месте, упустив первый и последний шанс на чемпионство.
 
Увы, но после реальной борьбы снова пришел спад. Ники Лауда стал значительно сильнее швейцарца и дважды подряд претендовал на чемпионство - в одном случае он победил, а во втором отдал титул Ханту в знаменитой дождевой Японии-76. А Клей был, к сожалению, в тени. Пара побед за два года - не тот результат, на который рассчитывал Энцо Феррари и в 1977 году Клей начал выступления в маленьких командах.
 
Для начала были "Ensign" и "Shadow" - за рулем таких машин он сумел добыть максимум пятое место, но в 1979 году он получил приглашение от Фрэнки Уильямса. Клей был опытным пилотом и начальник в будущем легендарной команды знал это. Вместе с Аланом Джонсом они должны были строить новую команду, и им удалось чудо.
 
1979 год был крайне нестабильным. В моду входил граунд-эффект - конструкторы каждый день ломали головы над тем, как же сделать "машину-крыло" быстрее. Сначала шустрыми оказались Лижье, затем вернулись Феррари вместе с Шектером и Жилем Вильнёвом, ну а потом настал черед Уильямс. Перелом произошел на Гран-при Великобритании. Фрэнк Уильямс не верил своим глазам: Алан Джонс и Клей Регаццони везли команде не просто первую победу, а целый дубль! Увы, но австралиец сошел с трассы и победа досталась более опытному партнеру - Регаццони.
 
Этот успех стал последним в карьере швейцарца. Дальше Уильямсы остались быстры и Джонс начал штамповать победы - он практически достал парочку из Феррари, но неудачное начало сезона лишило его всех шансов на титул. Клей же вновь оказался в тени, а в следующем году опять оказался в команде "Ensign". Его карьера в Формуле-1 продолжалась недолго - на Гран-при США он попал в жуткую аварию и остался парализован.
 
Но гоночная карьера на этом не была закончена. Клей пересел в машину с ручным управлением и принял участие в гонке на выживание в Себринге и Дакар. Продолжал он выступать до 1990 года, позже стал телекомментатором гонок Формулы-1, известным критиком... Увы, но 15 декабря 2006 года на автостраде близ Пармы он зацепил грузовик и получил травмы, которые побороть не сумел.
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
19 января, 10:50
Bo, спасибо, поправили!
Bo, iSport.ua
Bo
19 января, 10:03
"Алан Джонс и Клей Регаццони везли команде не просто первую победу, а целый дубль! Увы, но новозеландец сошел с трассы и победа досталась более опытному партнеру - Регаццони.". Алан Джонс вроде австралиец.
ekonshin, iSport.ua
ekonshin
18 января, 15:18
Интересно очень! Но честно говоря как-то скомканно получилось и очепяток много
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100