До старта раллийного соревнования любого уровня все участники проходят предстартовый контроль. Отдельное, и весьма пристальное внимание уделяется технической комиссии (техкому). Сегодня старший механик команды Mentos Ascania Racing Александр Пташник расскажет об основных положениях техкома и его назначении.
- Александр, расскажите, с чего начинается техком, что это такое и зачем он нужен?
- В первую очередь – это проверка на соответствие спортивного автомобиля требованиям Приложения J технического регламента FIA и омологационной карте. Это приложение является основным техническим документом спортивных автомобилей: если говорить упрощенно, это очень детальная и дотошная инструкция, как именно должен быть построен боевой автомобиль для той или иной дисциплины. Так вот, техком, в первую очередь, определяет соответствие автомобиля заявленной группе и классу.
Омологационная карта – это еще один технический документ, который выдается производителю машины. Он подтверждает, что именно эта модель в именно такой модификации (мотор, коробка, тип кузова) допущена FIA к подготовке к спортивным соревнованиям.
- А что это дает?
- Самое важное – принцип спортивного равенства. Если автомобиль заявлен в каком либо классе и группе, то все другие машины, заявленные в этом же классе, в не зависимости от производителя, должны соответствовать единым требованиям. Таким образом достигается одна из главных целей в техническом виде спорта – конкурентность машин.
Второй важнейший момент, который контролирует техком любой гонки, от региональной до мировой, - это соответствие автомобиля всем положенным нормам безопасности. Безопасность – это одна из приоритетных сфер деятельности спортивного техкома. Самое пристальное внимание уделяется качеству изготовления каркаса, его правильной установке, системе пожаротушения, ремням, сиденьям… Техком проверяет и средства личной безопасности: комбинезоны, шлемы, обувь, белье.
- Что такое уровень техкома? Ведь автоспорт небезопасен на любой скорости и внутри любого автомобиля. Чем же определяется уровень контроля?
- Ничем, кроме собственно уровня подготовки специалистов, которые проводят техком. На локальном уровне контролирующие органы могут лишь быть поверхностно знакомы с нюансами разных марок автомобилей, знать Приложение J в переводном тексте, а на мировой гонке нас контролируют специалисты, которые участвовали в его разработке.
- Какие моно- требования существуют в Чемпионате мира?
- Только монотопливо.
- А можно ли в национальном чемпионате силами команды построить автомобиль, который в будущем может пройти мировой техком?
- Безусловно. Поскольку все спортивные автомобили для любых национальных серий, трофеев, чемпионатов, строятся по одним и тем же правилам. Не важно, где проходит гонка того или иного уровня – в Украине или за ее пределами, важно соблюдать четкие правила при создании спортивного автомобиля, который будет в ней участвовать.
А, если говорить о «честной» подготовке спортивной техники, то это вопрос совести каждого из конструкторов. Конечно, спортивная практика знает попытки «опережения» соперников еще на стадии постройки машины. Всевозможные подобные приемы в раллийном народе называются «химией». И техком нацелен в том числе и на то, чтобы эту «химию» выявить.
Примечательно, что в Приложении J одним из первых положений записано, что каждый участник обязан доказать свою правоту. Любой технический комиссар может «капризничать» столько, сколько ему угодно – на предмет любой, самой мелкой детали. И участник обязан на основании документов доказать, что эта деталь, устройство или агрегат – легитимен. Во время техкома презумпции невиновности нет.
- Кто проходит техком и доказывает правоту своей команды на Чемпионате мира?
- Это может быть представитель команды, который досконально знает автомобиль и регламентирующие документы. Если говорить о правилах Mentos Ascania Racing, то я как старший механик руковожу процессом прохождения комиссии, у меня есть механики, инженер, менеджер. У нас наготове карты омологации и Приложение J в оригинальном тексте. И мы все вместе готовимся отвечать на любой, самый каверзный, вопрос любого из комиссаров. Так же, как и на всех техкомах, многое зависит от личности проверяющего.
- После аварий или серьезных повреждений сложнее ли пройти техком?
- Если машина потерпела серьезную аварию, в ее спортивном паспорте делается специальная запись – был такой-то случай на такой-то гонке. И комиссары режут ремни, надрезают покрытия сидений, чтобы эти детали были гарантировано заменены.
У нас такого не было. Но после Швеции одна из стоек лобового стекла была слегка примята. Три спортивных комиссара во время техкома в Португалии, увидев просто легкую вмятину на кузове, около семи минут с зеркалами и фонарями искали более серьезные повреждения – проверяли все швы, сварку, каркас на возможные деформации, вмятины… И мы держали отчет, что и как произошло.
- А есть ли уверенность, что вы всегда правы?
- Мы уверены в том, что мы построили честные и правильные автомобили. Но техком бывает весьма субъективным. У нас был случай, когда нам пришлось спорить с одним из авторов Приложения. У него был такой огромный объем информации по разным моделям и маркам, что он просто упустил небольшой нюанс. И только когда мы открыли два оригинала – английский и французский, тогда нам удалось его переубедить. Все дискуссии во время техкома происходят исключительно на языке документов. Потому эти вещи надо знать досконально. В постройке спортивного автомобиля должна быть единая схема: сначала желание – потом документы. И только потом – машина.
- Какие бы позитивные черты мировых техкомов вам бы хотелось перенести на наш национальный уровень?
- На самом деле, есть только одно, что можно было бы изменить – это просто уровень подготовки техкомиссаров: семинары, обучение, может быть, контроль более опытных специалистов. Потому что сами процедуры отличаются не столь значительно.
iSport.ua благодарит пресс-службу Mentos Ascania Racing за помощь в подготовке материала.