На старте прошлого сезона хабаровский Амур был едва ли не главным ньюсмейкером лиги, а люди, помнившие о страданиях команды в трех первых сезонах существования КХЛ, задавали себе лишь один вопрос - "Как?". Некоторое время дальневосточники лидировали в турнирной таблице регулярного чемпионата КХЛ, а от игры связки Якуба Петружалека и Петра Враны болели головы у тренеров и защитников даже признанных фаворитов. И это при том, что чешский суперснайпер Мартин Ружичка вскоре после подписания контракта с Амуром получил серьезную травму!
Игра чешских форвардов, подкрепленная бомбардирским потенциалом финского защитника Микко Маэнпяя, прогрессом молодежи (Дмитрий Лугин был признан лучшим новичком сезона во всей КХЛ, а Сергей Плотников, хоть формально и остался без наград, получил ее по факту - в виде контракта с грандом российского хоккея Локомотивом) и задумками экспрессивного финского специалиста Ханну Йортикки, открывавшего себя для КХЛ, были не просто эффективными и приносили очки, но и выглядели чертовски эффектно. Амур склонил на свою сторону симпатии нейтральных любителей хоккея: не восхищаться этой командой поначалу было просто невозможно.
Радость, впрочем, оказалась недолгой - команда, сделавшая ставку на стартовый спурт, подрастеряла форму к завершению регулярного чемпионата и в плей-офф была сметена с лица земли омским Авангардом без малейших намеков на интригу в серии. Соперники с горем пополам нашли ключ к нейтрализации атакующих усилий Амура, а оборона хабаровчан эталоном надежности не являлась никогда: тот же Маэнпяя с равной степенью вероятности мог как забросить победную шайбу, так и на ровном месте "привезти" парочку в свои ворота, не доиграв с оппонентом или просто увлекшись нападением. Но результаты руководство клуба устроили, и Йортикка свой пост сохранил, что для середняка КХЛ, если речь, конечно, не идет о Югре, явление само по себе нестандартное.
Новый сезон должен был показать, чего на самом деле стоит Амур, причем не только на льду, но и вне его: сможет ли менеджмент снова угадать с легионерами, а тренер - ввести в состав молодых игроков с тем же успехом, как это было год назад. Поначалу все шло в пределах допустимой нормы - дважды был обыгран Атлант, три очка были увезены из Донецка, не нашлось аргументов против хабаровской атаки у Торпедо и Витязя. Отбирать баллы у грандов вроде московского Динамо, Локомотива и Авангарда получалось не особо, ведь фактор неожиданности на руку коллективу уже не играл, но борьба в этих встречах шла преимущественно до последних минут, а наличие относительно равных по силам Югры, Барыса и Нефтехимика позволяли надеяться на успешное сражение за место в кубковой восьмерке. Были позитивные моменты не только в плане результатов - Александр Осипов, казалось, сумеет покрыть своей результативной игрой уход Маэнпяя за длинным нефтерублем в московский ЦСКА, а Юха-Пекка Хютенен и Мика Пюэрала вдвоем старались восполнить потерю Враны, вернувшегося на родину в Лев. Не захандрил, вопреки ожиданиям, оставшийся в финской компании Петружалек, старался перебравшийся из ЦСКА в поисках игровой практики Игорь Ожиганов, регулярно получавший по 20 и более минут игрового времени.
...Прорыва, который, по словам Йортикки, должен был вот-вот состояться, так в итоге и не случилось. В октябре и ноябре Амур безвольно проигрывал всем и вся, откатившись в самый хвост турнирной таблицы регулярного чемпионата, где пребывает и по сей день, а трехматчевая победная серия накануне перерыва на Кубок Первого канала ни руководство клуба не впечатлила, ни положение не поправила - отставание от кубковой восьмерки угрожающе росло, а Барыс, Югра и Нефтехимик прибавили до того, что оказались наголову выше хабаровчан по всем компонентам игры. В частности, реализации большинства: если в первый год работы Йортикки РР Амура был одним из лучших в относительном выражении, а в абсолютном и вовсе третьим в лиге (53 шайбы и 18,9% реализации), то сейчас у хабаровчан лишь скудные 25 взятий ворот соперников в неравных составах (около 15% реализации) и 21 место в лиге. Не в последнюю очередь, из-за спада в игре Осипова, в 15 последних поединках забросившего лишь две шайбы в численном преимуществе. О непосредственной игре Александра в обороне скромно умолчим - его показатель полезности, а это "-11", худший в команде. Да и в целом, атака дальневосточников выглядела лишь бледной тенью себя прошлогодней, и до показателя в 166 шайб Амур к финишу регулярного чемпионата доберется лишь при каком-то невероятном стечении обстоятельств.
Но это лишь одно из следствий проблемы, которую в Хабаровске начали устранять с первых дней регулярного чемпионата, и пытаются решить до сих пор. Если первое звено менеджменту сформировать удалось, то о какой-то серьезной поддержке "из глубины" и от защитников долгое время речь вообще не шла - потери Алексея Копейкина, Игоря Игнатушкина и уже упоминавшегося Плотникова восполнить так и не удалось, а большинству игроков средней руки вроде Александра Бутурлина, Алексея Косоурова или Тимофея Шишканова проявить себя в Хабаровске было не суждено (Косоуров, отменно игравший в прошлогодней сверхоборонительной Кузне, не набрал в 16 матчах за куда более атакующий Амур вообще ни одного очка). Не сделали шаг вперед Лугин и еще один талант, Вячеслав Литовченко, на которого на Дальнем Востоке серьезно рассчитывают, а апогеем кадрового бессилия стал "слив" неплохого в принципе голкипера Яна Лашака ради подписания контракта с форвардом-легионером, экс-акбарсовцем Янне Лахти.
Серьезная ротация по ходу сезона произошла и в задней линии - Сергей Перетягин, к примеру, отправился в Донецк, а пополнили состав Владимир Логинов, Кирилл Тулупов и Антон Полещук. Не топ-уровень, как вы понимаете: Логинов и Тулупов не стали своими в Новокузнецке и Екатеринбурге соответственно, а Полещук провел прошлый сезон в ВХЛ.
Говоря о провале Амура, нельзя не пройти мимо забавной в целом истории под названием "Ханну Йортикка и календарь". Да, задача перед дальневосточниками в два первых месяца регулярного чемпионата стояла сложная, а поединков и перелетов было очень и очень много. Отчасти в этом "виновата" и сама КХЛ, отказавшаяся от идеи дивизионного календаря и спаренных матчей для Амура и соперников хабаровчан по секстету Чернышева. Финский специалист все время активно обвинял составителей графика, за что в свое время даже был оштрафован. Но ведь свой план коллектив узнал не за день и не за два до старта сезона, и у тренера было вполне достаточно времени для того, чтобы по крайней мере попытаться распределить силы своих подопечных на довольно длинную дистанцию. О каком-то давлении на Йортикку изнутри говорить не приходится - судя по тому, кто пополнил состав Амура перед стартом сезона и по его ходу (Топи Яакола, Пертту Линдгрен, Лахти, Пюэрала, Хютенен - одни лишь финны), а также времени отставки Ханну, у специалиста был неплохой карт-бланш. В условном Минске ему указали бы на дверь несколькими месяцами ранее.
Подобная совокупность неудач на всех фронтах не могла не привести к тому, что Амур сделал очень серьезный шаг назад, и фактически вернулся туда, откуда начинал свой прорыв - одиннадцатое место на Востоке по итогам сезона 2010/2011, да и на данный момент больше хабаровчан в основное время не проигрывал никто. Каких-то предпосылок к тому, что под руководством Александра Блинова или его потенциального преемника любого уровня и класса все изменится к лучшему, пока не видно, и вряд ли возможно без серьезных кадровых перестановок в составе. Искренне жаль, что цикл искрометной команды-сенсации оказался очень недолог.
Использованы фото ХК Торпедо, ХК Донбасс и ХК Сибирь.