Сокол, фото Ильи Хохлова, iSport.ua.
Итак, случилось то, о чем так давно говорили большевики, то есть хоккейные болельщики и специалисты – КХЛ и украинский клуб подписал договор о намерениях, что означает вполне реальные перспективы того, что в следующем сезоне в КХЛ будет представлен отечественный хоккей. Самое же неожиданное в этой новости – клуб-счастливчик вовсе не киевский Сокол, вчера завершивший выступления в открытом чемпионате Беларуси-2009/10. И даже не какой-либо из ныне существующих украинских клубов. А команда, имя которой прочно ассоцируется с другой игрой, в которой нет клюшек, коньков и шайбы. Это Будивельнык . Да, тот самый Строитель, становившийся чемпионом СССР в 1989-м. Естественно потенциальный новичок КХЛ получит приставку ХК.
Что и требовалось доказать: пассивность, безразличие боссов киевского Сокола сыграла с ними злую шутку. Пока президент Сокола Евгений Имас и вице-президент Петр Кудыма (а вы еще помните такого?) решали, что именно им нужно от Сокола, и в чем можно поиметь выгоду, а главный инвестор Сокола Сергей Тарута решал нужен ли ему хоккейный клуб вообще, другие люди, которые привыкли доказывать свою состоятельность делами, быстренько решили все вопросы. Конечно же, это всего лишь предположение.
Как бы то ни было, но весь проект возрождения украинского клуба, начатый в 2007 году, изначально выглядел несколько подозрительно. Конечно же, в самой идее ничего подозрительного не было. Сомнительное началось тогда, когда новые хозяева взялись за свою работу. На пресс-конференции, которая фактически была презентацией «нового» Сокола журналисты узнали, что в системе клуба отныне будет новый президент, а также сразу четверо его помощников – вице-президентов. При этом у каждого из них был свой набор функций. Однако, как выяснилось дальше, реально принимали участие в жизнедеятельности клуба лишь двое из них – Петр Кудыма и Сергей Кораблев. А по окончании сезона-2007/08 остался лишь Кораблев, работающий и решающий проблемы клуба и по сей день. Куда делись остальные – вопрос наверное к ним, а также к президенту Евгению Имасу.
В целом же работа в клубе якобы кипела, но на самом деле, было много неточностей и лишних движений.
Первое, и самое важное – согласие на условия российской федерации оплачивать выезда российских клубов в Украину. Как бы кто ни пытался убедить меня да и большинство, что это была вынужденная мера, без которой нельзя было обойтись, эта статья расходов существенно ударила по бюджету команды, а главное по ее перспективам. Не будем обсуждать сейчас целесообразность вступления Сокола в российскую высшую лигу, это тема для отдельного разговора. Но то, что она практически не имела плюсов, факт. Как оказалось, и в якобы слабом и менее рейтинговом ОЧБ – гораздо больше напряженных и интересных матчей.
Второе, это завышенные зарплаты. По нашей информации, зарплата российского легионера Алексея Зоткина составляла 15 тысяч долларов в месяц. Как сравнение – приблизительные цифры заработка Сергея Варламова и Сергея Климентьева в этом сезоне – 10 000. Примерно столько же получали и остальные российские «заробитчане». И если Вадим Аверкин и Роман Малов отплатили за ту щедрость своей преданностью Соколу, то остальные парни...
Третье, неразбериха в середине клуба, а также отсутствие какой-либо работы на перспективу. Сокол так и не сумел отвоевать или решить вопрос со школой ДЮСШ Сокол. Не было проведено и маркетинговой работы – к примеру, празднование 45-летия клуба прошло пафосно, но лишь для узкой аудитории, которая поместилась в киеувский ночной клуб Фридом. Никакой атрибутики, посвященной столь памятной дате выпущено не было. Равно как и не выпускал клуб фанатскую продукцию, продажа которой могла принести немало денег.
О постройке ледового дворца было уже сказано немало, так что пока опустим эту тему.
Что из этого получается? Богдан Гулямов, который, по сообщению basket.com.ua, станет президентом ХК Будивельнык, видимо не видел перспективы вложения каких-либо инвестиций в Сокол (что вполне логично и естественно) и создал свой, абсолютно новый проект. Симптоматично, что он был организован без помощи ФХУ, а также без каких-либо ссылок на госпрограммы по развитию хоккея. Хотя не исключено, что Анатолий Брезвин замолвил-таки словечко перед Александром Медведевым. А как иначе расценивать слова нашего хоккейного босса, сказанные несколько недель назад на одной из пресс-конференций - мол вполне реально, что украинский клуб появится в КХЛ, но совсем не факт, что это будет именно Сокол. Тогда фразу Брезвина многие восприняли со скепсисом и долей иронии. Однако что получилось в итоге, вы уже знаете.
Между тем, все это напоминает вполне житейскую ситуацию: муж, уверенный в своей необходимости для супруги, ничего не предпринимает для развития отношений, не дарит цветы, не водит в кино, жизнь превращается в замкнутый круг. А потом он очень откровенно удивляется, что у его благоверной появляется любовник, а он уже давно ходит с маленькими, но быстро растущими рожками в области лба. Это я к тому, что людая бездеятельность в итоге наказывается - косвенно или прямо. Вот и получилось, что инициативу со вступлением украинского клуба в КХЛ уверенно перехватила структура ни имеющая ничего общего с флагманом украинского хоккея.
В любом случае, это пока лишь предположения. Как будет на самом деле мы узнаем уже в ближайшее время. Однако путь литовской Ветры наводит на положительные мысли. К слову, не исключено, что баскетбольные связис Литвой Богдана Гулямова и соответственно пример Ветры могли сподвигнуть его на создание хоккейного клуба.
А ведь ХК Будивельнык действительно очень неплохо смотрится в роли представителя украинского хоккея в КХЛ. Во-первых, это клубные сине-желтые цвета: украинскому проекту - украинские корни. Во-вторых, амбициозное, а главное адекватное руководство, которое не жалеет инвестиций для развития своих проектов и замыслов. В-третьих, Будивельнык - это все же имя, которое знают и в России. Вспоминается, как на закате Советского Союза дикторы в спортивных выпусках теленовостей забавно произносили украинское слово «будівельник» на российский манер. Ну а то, что строителей знают благодаря баскетболу никто оспаривать не будет.
Единственное, и это лежит вне нашего понимания ситуации, соответственно вряд ли здесь может быть какое-то предположение, где будет играть новосозданный клуб. По последней информации, клуб будет базироваться в Днепропетровске. Но именно базироваться, а не играть. Ведь в городе на Днепре хоть и есть старенький дворец спорта Метеор (где, к слову, когда-то делала свои первые шаги в фигурном катании олимпийская чемпионка Оксана Баюл), однако он вряд ли может быть использован как арена для проведения игр чемпионата КХЛ. В прошлом году кстати на Метеоре был успешно проведен Кубок Днепра, а в сезоне-2008/09 здесь играл матчи чемпионата Украины днепропетровская Приднепровск. Именно здесь был установлен рекорд сезона по посещаемости в регулярном чемпионате.
Но это все прошлое, а в будущем и настоящем нам пока с трудом верится, что арена будет в кратчайшие сроки подогнана под требования КХЛ. Хотя, учитывая факт, что та же тольяттинская Лада уже несколько лет подряд успешно игнорирует требования лиги по дворцу, а также финансовую стабильность баскетбольного Будивельныка, Медведев и Ко могут пойти днепрянам на серьезные уступки. Правда, Лада это на секундочку чемпион России...Что ж посмотрим.
А пока, давайте, помечтаем, кто же из игроков может стать потенциальным игроком Будивельныка. Здесь на мой взгляд необходимо выделить три группы хоккеистов.
Первая, несомненно самая многочисленная, это легионеры. Богдан Гулямов как баскетбольный менеджер любит родоначальников баскетбола, а также представителей развитых баскетбольных стран. Если спроектировать подобный аспект на хоккей, то можно предположить, что в украинском новичке КХЛ будет немало канадцев, чуть меньше - чехов, финнов, ну и конечно же россиян.
Вторая группа - воспитанники украинского хоккея, которые по разным причинам не выступают за украинские клубы. Включая тех, кто имеет российский паспорт. Не исключено, что они, получив хорошие финансовые гарантии, а также на примере баскетбольного гранда, с удовольствием вернуться на родину. Пускай это будет не Киев. Кого мы имеем в виду? Да того же Андрея Михнова, который вряд ли уже подпишет контракт с Ладой. Не исключено, что сюда удастся переманить Геннадия Разина, Алексея Житника (хотя для того киевский Сокол далеко не пустой звук), возможно – Антона Бабчука. В общем, плацдарм огромный, было бы желание и возможности.
Третья группа игроков – украинцы, которые выступают в Соколе. Уверен, что многие, утаив обиду на руководство сине-бело-голубых, не захочет подписывать новые контракты с киевлянами. Ну а переход в украинский клуб, который базируется совсем близко к Киеву (учитывая нежелание многих уезжать далеко от столицы Украины), мог бы быть отличным вариантов продолжения карьеры. Для того же Сергея Климентьева и Андрея Срюбко, предположим. В эту же группу можно отнести и тех, кого уже давно списал со счетов Александр Сеуканд. Таких, как известно, немало. Кто знает, может новый тренерский штаб сможет увидеть в этих ребятах то, чего не увидел Сеуканд.
Кстати, о тренере. Им, скорее всего, станет иностранец. Если взглянуть на Россию, то здесь есть немало авторитетных специалистов, которые сейчас сидят без работы. Из представителей североамериканского тренерского цеха в мыслях всплывают имена Курта Фрейзера, Глена Хэнлона – оба имеют хороший опыт работы с клубами экс-СССР, а значит знакомы и с нашим хоккеем. Можно вспомнить и Майка Крушельницки - этнического украинца, друга Александра Годынюка, а также одного из кандидатов на пост главного тренера сборной Украины в следующем сезоне.
Мечты сбываются и не сбываются. Давно нам хотелось увидеть команду-мечту украинского разлива. Увы, но Сокол – команда с традициями, 45-летней историей, и хорошим спортивным прошлым так и не стала воплощением этой мечты. Теперь на месте Сокола может оказаться другой клуб. Как воспримут это болельщики, специалисты, хоккеисты – покажет время. Главное, чтобы очередные благие планы не подцепили типично украинский болотный вирус, который убивал не один проект, а у вдохновителей хватило терпения, когда они познают все реалии украинского хоккея.