В прошлом году НХЛ пополнилась седьмым канадским клубом, которым стал Виннипег, и, учитывая нынешнюю ситуацию, в скором времени все больше команд может переместиться из США в Канаду. Известно, что многие далекие от хоккея регионы США имеют свою команду, которая не пользуется особой популярностью и не приносит прибыль. В руки журналистов издания Toronto Star попал секретный документ, касающийся дохода всех клубов НХЛ от продажи билетов.
Оказалось, что шесть канадских команд (финансовый отчет по итогам сезона 2010-2011) дали 33 процента общего дохода всех представителей Лиги, заработавших более миллиарда долларов. То есть многие из 24 (теперь 23-х) американских коллективов и близко не могут сравниться по популярности с канадскими. Естественно, беря во внимание вышеуказанные цифры, стоит учитывать стоимость самих билетов, которые в Канаде значительно дороже, чем в США.
"Думаю, многие теперь будут использовать эти цифры как аргумент появления клуба НХЛ в Квебеке или Гамильтоне вместо Коламбуса и некоторых других городов США. Уверен, Лиге есть смысл расширять свое присутствие в Канаде" - заявил один из финансовых экспертов профессионального спорта Северной Америки.
Но перейдем к цифрам. Из топ-шестерки клубов, зарабатывающих на билетах больше всех денег, пять представляют Канаду, и только Рейнджеры Нью-Йорка выступают в США. На первом месте по доходности от продажи билетов находится Монреаль, который с каждого домашнего матча "снимает" около двух миллионов долларов. От Канадиенс совсем немного отстает Торонто. Учитывая 41 домашний матч чемпионата 2010-2011, а также предсезонные встречи и поединки плей-офф, только на билетах Монреаль заработал 82 миллиона долларов.
Однако за последние пять лет среди наиболее прогрессирующих клубов в плане дохода от продажи билетов сплошь представители США, ибо у них есть пространство для роста, тогда как канадские арены в любой ситуации полностью забиты и цифры более-менее стабильны. Например, Чикаго в сезоне 2007-2008 с каждого домашнего матча получал около 500 тысяч, а после победы в Кубке Стэнли Ястребы в среднем за игру зарабатывают 1,1 миллиона. У Вашингтона доход с продажи билетов за пять лет вырос на 82 процента и достиг миллиона долларов за матч. Примерно эти же деньги получают Питтсбург и Бостон, а вот Рейнджеры Нью-Йорка вынимают из карманов своих болельщиков по 1,6 миллиона за каждый домашний поединок.
У Питтсбурга же сейчас длится серия из 227 селл-аутов и есть 14 тысяч приобретенных абонементов. Еще девять тысяч человек записаны в так называемый лист ожидания. А вот среди канадских клубов наибольший прогресс с дохода от билетов имеет Ванкувер, получающий за матч около 1,7 миллиона долларов. Впрочем, любая из канадских команд может не выходить в плей-офф и все равно будет зарабатывать больше, чем тратить на зарплаты и переезды-перелеты, а вот американским клубам нужно участие в пост-регулярном чемпионате. Дело в том, что на билеты плей-офф матчей цены значительно выше, поэтому можно больше заработать и потом потратить на зарплаты хорошим хоккеистам. Многие считают, что Нэшвилл смог подписать дорогой контракт с Пеккой Ринне во многом благодаря регулярному попаданию в плей-офф. Возможно, недавний выход во второй раунд поможет Хищникам удержать Вебера и Сутера.
Конечно, далеко не все так хорошо в НХЛ. Например, Финикс, принадлежащий НХЛ, ежегодно теряет по 30 миллионов долларов, а на билетах в сезоне 2010-2011 зарабатывал по 420 тысяч долларов за матч. Причем цифра снижается, ибо в чемпионате 2007-2008 у аризонцев был доход на уровне 450 тысяч. "Все это странно. Арена у Финикса хорошая, но идея не работает. Очевидно, проблема в том, что дворец находится за чертой города, далековато для болельщиков" - считает Билл Уотерс, один из экс-руководителей Торонто Мэйпл Лифс. Источники же в самой НХЛ анонимно заявляют, что у Койотов нет шансов остаться в Финиксе.
Не лучше дела у Островитян Нью-Йорка, чьи доходы с продажи билетов за пять лет упали на 28 процентов до суммы в 392 тысячи за домашний матч. Однако наибольший за пять лет регресс дохода имеет Даллас, который недавно зарабатывал около миллиона, а теперь получает лишь 680 тысяч за матч. Впрочем, аналитики уверены, что при грамотном руководстве клубом и спортивных достижениях команды можно зарабатывать даже на маленьких хоккейных рынках США, но куда проще это делать в соседней Канаде, где в ближайшие годы могут появиться новые клубы. Активно говорят о Квебеке, Гамильтоне и второй команде в Торонто.
Доход команд НХЛ с одного домашнего матча (в скобках - за весь сезон 2010-2011).
1. Монреаль - 2 миллиона (82 миллиона)
2. Торонто - 2 (82)
3. Ванкувер 1,7 (69,7)
4. Рейнджерс - 1,6 (65,6)
5. Калгари - 1,5 (61,5)
6. Эдмонтон - 1,3 (53,3)
7. Оттава - 1,1 (45,1)
8. Бостон - 1,1 (45,1)
9. Филадельфия - 1,1 (45,1)
10. Питтсбург - 1,1 (45,1)
11. Сан-Хосе - 1,1 (45,1)
12. Детройт - 1,1 (45,1)
13. Чикаго - 1,1 (45,1)
14. Миннесота - 1 (41)
15. Вашингтон - 1 (41)
16. Баффало - 800 тысяч (32,8)
17. Лос-Анджелес - 750 (30,7)
18. Анахайм - 750 (30,7)
19. Колорадо - 750 (30,7)
20. Нью-Джерси - 700 (28,7)
21. Даллас - 660 (27)
22. Каролина - 660 (27)
23. Коламбус - 660 (27)
24. Сент-Луис - 660 (27)
25. Нэшвилл - 575 (23,5)
26. Флорида - 460 (18,8)
27. Тампа-Бэй - 440 (18)
28. Финикс - 420 (17,2)
29. Айлендерс - 392 (16)
30. Атланта - 330 (13,5)