Карлос Альберто Ройтеман, contexto.com
По ходу карьеры у него были и взлеты, и падения. Причиной этого стал его загадочный характер, который не позволял ему выдать на гора серию из нескольких удачных гонок или сезонов. Но именно этот характер дал ему возможность бороться за титул в последнем полноценном сезоне, и именно характер лишил его титула. История его "не чемпионства" очень показательна и поучительна.
Карлос Альберто Ройтеман родился 12 апреля 1942 года в аргентинском местечке Санта Фе. У него были довольно интересные корни - дедушка сбежал из Германии после Первой Мировой войны, отец родился уже на территории другого континента, ну а мать была итальянкой. Свою карьеру Карлос начал в 60-х - гонки в Южной Америке были популярными, так что несколько титулов в туринговых гонках были довольно почетным достижением, но для дальнейшего роста просто необходимо было перебираться в Европу.
В 1970 году аргентинец покинул родину. Автомобильный клуб Аргентины имел свою команду в Формуле-2, так что с выбором места не было особых проблем. Тем более, Карлос подтвердил у себя на родине, что на призовое место он заслуживает. Команда ездила на болидах Брэбхем, что и предопределило дальнейшую судьбу Ройтемана.
Удачные выступления в младшей серии заставили Берни Экклстоуна, тогдашнего руководителя основной команды Брэбхем, поверить в аргентинца - и уже в 1972 году Ройтеман дебютировал в гонках королевского класса. Причем не просто дебютировал, а с ходу взял поул, что удавалось только Марио Андретти до него и Жаку Вильнёву - после. Но гонка, как и весь чемпионат в дальнейшем, не удалась.
В первый год выступлений в Формуле-1 Карлос сумел добыть лишь три очка. Но даже такой результат нельзя было назвать провальным, поскольку Грэм Хилл, который был напарником Ройтемана, набрал аж на одно очко больше. Следующий сезон получился более удачливым для аргентинца - тут были и подиумы, и много финишей в очковой зоне. Теперь же он занял седьмое место в чемпионате, так что можно было говорить о росте.
Рост ростом, но никто не мог поставить на то, что в 1974 году будет добыто аж три победы. Безусловно, это был фантастический показатель, но если заглянуть за кулисы, то было все не столь радужно. Например, в ЮАР кто только из фаворитов не лидировал, но все они постепенно или сошли, или начали испытывать проблемы. В итоге ту странную гонку выиграл Ройтеман - ничего выдающегося он не сделал, как и в двух последующих случаях.
А вот в 1975 году уже не к чему было придраться. Это был настоящий хороший сезон, который был увенчан победой на Нордшляйфе - в той гонке многие не выдержали натиска Зеленого Ада, и аргентинец смог пробраться к финишу первым. Эта победа и весомое количество подиумов позволило Карлосу оказаться третьим в чемпионате. Это был настоящий прорыв, но, к сожалению, в следующем году многое решил неправильный выбор двигателя.
Экклстоун выбрал для своих болидов мотор Альфа-Ромео V12, что погрузило его команду на самое дно. Ройтеман и Паче принесли команде лишь несколько очковых финишей, так что все надежды были связаны со следующим сезоном. Правда, Карлос сделал выбор еще до завершения провального года - на Гран-при Италии он выступал за команду Феррари. После этого его жизнь наладилась.
На первых двух этапах чемпионата 1977 года Ройтеман добыл подиум и стал победителем - такого старта у него еще не было. Но лидерство в чемпионате он удерживал не долго - в дальнейшем его напарник Ники Лауда начал демонстрировать отменную езду, а у нашего героя были не такие выдающиеся результаты. Несколько подиумов было бы за счастье для некоторых, но в тех условиях Карлос должен был быть огорчен - ему не удалось проехать весь сезон на должном уровне.
В следующем сезоне Карлос Ройтеман стал первым номером Феррари, ведь Ники Лауда ушел за новыми успехами в Брэбхем. Но отнюдь не он стал главной проблемой аргентинца. В 1978 году миром правил Лотус и его пилоты - Андретти и Петерсон. "Зеленые" выступали блестяще, и лишь какие-то проблемы у этой команды позволяли другим становиться на высшие ступеньки подиума. Ройтеман был таким счастливцем четыре раза, что и позволило ему вновь добыть бронзу чемпионата, а впереди остались два Лотуса: чемпионский Андретти и Петерсона, погибшего за две гонки до конца чемпионата.
В 1979 году в команде Лотус освободилось место (Петерсон покинул бы команду и без своей гибели - контракт с Маклареном уже был подписан), и Карлосу Ройтеману предоставилась возможность выступить в "зеленой" команде. Сделал он это совершенно не вовремя - ферраристы (Шектер и Жиль Вильнёв) заняли первые два места в чемпионате, а ведь Карлос мог оказаться на их месте... Вся соль была в развивающемся граунд-эффекте. Тогдп каждый новый сезон делал фаворитом другую команду.
Так что Ройтеману пришлось вновь искать шанс на подиум - их было несколько штук, но этого было явно маловато. Но неудача вновь быстро сменилась белой полосой в жизни. В 1980 году Карлос Ройтеман начал в команде Фрэнка Уильямса. На чемпионство претендовали три пилота: Алан Джонс и Ройтеман на Уильямсе, и Нельсон Пике на Брэбхеме. Чемпионат получился очень равным, но аргентинец все же начал отставать. Он быть чуть более стабильным, но высоких результатов было не так много, как у его конкурентов. В итоге Джонс принес таки первое чемпионство для Фрэнка Уильямса, а вот Карлос был лишь третьим.
Алан Джонс пришел в Уильямс в конце 70-х и принял непосредственное участие в становлении команды. Поэтому целиком оправданным был тот факт, что Фрэнк ставил на него. В 1981 году Ройтеману дали понять, что он будет играть роль второго номера, но никто тогда не смог предсказать, что же будет дальше.
На первых двух этапах пилоты команды Уильямс добыли дубль, но спокойствием в команде не пахло. Все дело в том, что в Бразилии первым финишировал Карлос Ройтеман, который не подчинился команде из боксов (на стартовой прямой ему показывали табличку с указанием сбавить ход) и не пропустил Джонса к победе. Аргентинец мотивировал этот поступок тем, что он просто не мог так поступить. Мол, зачем же тогда выступать в гонке?
Как ни печально, но именно помощи напарника ему не хватило для завоевания чемпионского титула. Соперником Уильямс был все тот же Нельсон Пике, который по ходу чемпионата начал подбираться к двум враждующим напарникам. Во второй половине чемпионата расстояние между Ройтеманом и Пике стало критическим - Джонс мог помочь, но... В Австрии и Италии он финишировал прямо впереди Ройтемана - аргентинец не досчитался таких нужных 2-3 очка. Перед предпоследним этапом в Канаде он опережал Пике на три очка, но тот добыл поул - ситуация накалилась еще больше.
На старте этапа в Монреале Нельсон Пике допустил ошибку и пропустил вперед Ройтемана и Джонса, которые пошли в гонку следом. В первом же повороте Ройтеман мог стать лидером гонки, но Джонс поступил крайне жестко и произошло столкновение. Оба пилота продолжили борьбу, но с большущими проблемами - Карлос финишировал без очков, а Джонс сошел посреди дистанции. А в это время Нельсон Пике свел потери к минимуму и финишировал на пятом месте, что принесло ему два дополнительных очка.
Последний этап для Карлоса Ройтемана не сложился, хотя стартовал он с первого места. Чуть ниже на стартовой решетке был Алан Джонс, но рассчитывать на его подстраховку было безумием. Тем не менее, все было в руках аргентинца, но гонка была провалена. Сначала он еще на старте отдал лидерство Джонсу, затем начал пропускать соперников с невероятной скоростью. Одним из них оказался Пике, который со скрипом, но пробрался на пятое место и получил два чемпионских очка.
После той злополучной гонки Ройтеман сразу же захотел уйти из автоспорта, но Фрэнку Уильямсу удалось убедить этого не делать. На первом этапе в 1982 году Карлос добыл второе место, но последующий сход сразу же вынудил его уйти. Фрэнк не стал уговаривать его второй раз - такие взлеты и падения могли продолжаться еще долгое время. 1982 год был уникальным в истории Формулы-1 и по его итогам чемпионом стал Кеке Росберг, который выступал за тот самый Уильямс и выиграл всего лишь одну гонку в чемпионате.