На протяжении карьеры этого задорного пилота не получалось к нему относится серьезно. Его "нечемпионский" сезон был каким-то исключением из правил. Безусловно, в Японии-99 все могло закончится по-другому, но случилось так, как случилось - появился повод вновь говорить о злых гениях в Феррари, которые работали лишь на одного человека. Тем не менее, тот сезон запомнится навсегда - слишком многое он значил для автоспорта. Ну а Эдди благодаря этому стал скрытым героем нашего времени.
Эдмунд "Эдди" Ирвайн-младший родился 10 ноября 1965 года в Ньютаунардсе - городке в Северной Ирландии. Путь в Формулу-1 ирландец пробивал очень тяжело, но всякий раз находил выход из ситуации. В серьезной серии он смог появиться только в 19-летнем возрасте - отцу пришлось взять в банке ссуду в 7 тысяч фунтов стерлингов. Выступал он в команде одного журналиста, который вскоре реально обманул своего гонщика - Эдди выступил всего лишь в семи гонках, так что цена за участие в чемпионате получилась явно завышенной. Тем не менее, на этом Ирвайн не останавливался и в 1986 году смог перебраться в Англию - мекку всех молодых талантов.
Для гонок удалось получить приличный болид Ван-Даймен Формулы-Форд и на нем Эдди выступал здорово. Первой его трассой стал Брэндс-Хетч, где наш герой провел отличную гонку, но уже в Сильверстоуне он был выбит Роландом Ратценбергером. Это была первая их встреча, но чуть позже они будут соперничать вдалеке от родины. Тот сезон был очень удачным для британца, так что уже в следующем году он начал выступать за команду Ван-Даймен. И не просто выступать - для начала Ирвайн начал выигрывать гонки, а потом забрал себе титул Формулы-Форд-1600.
В межсезонье 1987/88 состоялась зимняя серия все той же Формулы-Форд и Эдди вновь претендовал на титул. Все решалось в последней гонке, во время которой британец вытолкнул соперника с трассы и выиграл гонку. Конечно, проигравшие подали протест, и, конечно же, он был удовлетворен. Титул Эдмунд не получил, но знал бы он, как ему пригодится этот навык в дальнейшем...
До начала 90-х Эдди Ирвайн демонстрировал постоянный рост. В 1988 году он перешел в британскую Формулу-3, где стал пятым. Но куда более важное значение имела заключительная гонка в Макао - там он взял поул, выиграл первый заезд, но вылетел во второй попытке и потерял шансы на общую победу. После той победы ему предложили поехать в следующем сезоне в серии Формула-3000.
Но познакомился с этими гонками Эдди Ирвайн еще в конце 1988 года. Вместе с Джеймсом Хантом - на тот момент они уже были приятелями не только по рулю, но и... - они полетели в Дижон, чтобы посмотреть финальную гонку сезона. Наверное, заезды их интересовали меньше, поскольку еще в самолете они на пару раздавили бутылку водки, а потом в гостинице до трех часов ночи слушали Бетховена. Дошло до того, что в соседнем номере один из гонщиков Формулы-3000 так и не смог уснуть - он посчитал, что против него был устроен заговор.
Эдди Ирвайн провел в Формуле-3000 два сезона и во втором из них, выступая под руководством Джордана, сумел стать третьим в чемпионате. Чуть позже он стал бронзовым призером Макао, но после таких успехов произошел спад - в 1991 году он начал выступать в японской Формуле-3000. Это было идеальным местом обитания для Эдди: японцы и японки страшно любили гонки, так что поклонников у него было море; команды платили неплохие деньги своим пилотам...
Тот, кто помнит Эдди в Формуле-1, может легко согласится с тем, что это была его стихия, но при всем этом результатов фактически не было. Выступая за команду Церумо, британец в первые два года сумел лишь войти в первую десятку по итогам чемпионата, но в 1993 году многое переменилось. Шинники "Dunlop" поменяли состав резины для гонок, и она начала подходить болиду Эдди. Как результат, он финишировал в чемпионате вторым.
Но сезон 1993 года запомнился не только этим успехом. На гонке 24 часов Ле-Мана Эдди выступал вместе с хорошим другом Джеффом Кросноффом, и оба могли даже одержать победу в своем классе. Увы, но технические проблемы под конец гонки отбросили их на второе место - это был успех, но ведь могло быть еще лучше. Тем не менее, этот результат увидел Эдди Джордан, который опять пригласил Ирвайна в свою команду - на этот раз команду Формулы-1.
Первоначально Эдди должен был выступить на трех гонках, но одна из них совпадала с гонкой Формулы-3000, так что в конце 1993 года Ирвайн смог проехать лишь два этапа. Дебют состоялся на трассе Сузука, которую британец знал во всех подробностях - сказались выступления в японских гонках. Это тут же сыграло на руку дебютанту - он переиграл Рубенса Баррикелло, своего напарника, в квалификации, заняв восьмое место на старте. В гонке Ирвайн также выглядел лучше, но команда выбрала более удачную тактику пит-спотов для бразильца, и в итоге Эдди оказался позади. Но очки сумели набрать оба пилота, что было очень важно для команды. Вот только не этим запомнилась дебютная гонка Ирвайна...
По ходу гонки в Сузуке Эдди боролся с Дэймоном Хиллом, и тут их нагнал на круг сам Сенна. Волшебник быстро прошел Ирвайна, но Хилл был более неуступчивым, и Айртон застрял за англичанином. В этот момент никто не ожидал, что Эдди Ирвайн пойдет в атаку на Сенну и удачно вернется в один круг с чемпионом мира. У британца была своя правда - чего это он должен был ехать за "медленным" пилотом, - а вот Айртон обозлился и после гонки ударил своего обидчика. Это потом станет известно, что перед этим поступком Герхард Бергер напоил Сенну шнапсом, но бразильцу таки пришлось ответить за свой поступок. В конце года на заседании в Париже на Сенну был наложен отложенный штраф на две гонки. Увы, но трагедия в Имоле-94 наступила раньше.
(Хилл, Сенна и Ирвайн на Гран-при Японии 1993 года)
Последнюю гонку в Аделаиде Ирвайн закончил вылетом, но место в команде ему было обеспечено. Японцы до последнего хотели оставить парня в Формуле-3000, но гонщик все же выбрал профессиональный рост. Сезон 1994 года Ирвайн начал неудачно. На первом же этапе в Бразилии он стал виновником крупной аварии и судьи решили дисквалифицировать его на одну гонку. Ситуация была очень неоднозначной - Эдди говорил о том, что с позиции гонщика некие маневры воспринимаются совсем иначе, чем со стороны. С такой позицией команда подала апелляцию и проиграла дело - Эдди должен был пропустить три гонки.
(Гран-при Бразилии 1994. Эдди Ирвайн на машине с красными вставками)
Приятных моментов по ходу двух следующих сезонов было крайне мало. Наверное, можно выделить лишь гонку в Канаде-95, где команда Джордан впервые в своей истории добыла двойной подиум. Впрочем, это было похоже на случайность - Ирвайн по ходу сезона редко добирался до финиша и лишь в половине из этих случаев сумел добыть какие-то очки.
В 1996 году Эдди Ирвайн подписал контракт с Феррари. "Красные" искали второго пилота для Михаэля Шумахера и даже этого не скрывали - британец поставил подпись под бумажкой, где об этом было прямо сказано. Но был и плюс - Эдди начал выступать в команде, за которую мечтают выступать практически все, а за статус второго номера он получил компенсацию. Конечно же, в денежном эквиваленте.
Условия сделки были выгодны для всех, но вот чуть позже оказалось, что машина по-прежнему была далека от идеала. Наступило время тяжелых тестов. Порой для Эдди они были тяжелы психологически - команда находила проблему с машиной, и пилот вынужден был без дела сидеть в боксах трассы во Фьорано. Пришлось даже просить Жана Тодта соорудить комнату для физических упражнений, чтобы не терять боевую форму.
Несмотря на все проблемы, Ирвайн смог опередить Шумахера в первой квалификации на этапе в Мельбурне. Эдди признавал, что Михаэль мог выжимать из машины пресловутые 110%, но именно на первом этапе лучшим в команде оказался британец. Тем самым, подзаработал и Эдди Джордан, который поспорил с Экклстоуном, кто же окажется выше: Эдди или Михаэль - Берни мог выиграть 5 тысяч, но его ставка не сыграла, и он проиграл целых 20...
В гонке же Ирвайн финишировал на третьей позиции, но ему и повезло, и не повезло одновременно. При первом старте он обошел Хилла на Уильямсе, но Мартин Брандл жестко вылетел с трассы и был дан рестарт - он прошел не столь успешно. По ходу гонки Эдди в наушниках услышал заклинание "Михаэль" и пропустил напарника вперед - так бы и закончилась гонка, но Шуми сошел и Ирвайн финишировал вслед за Хиллом и Вильневым. На подиуме в Австралии произошел забавный эпизод - в честь Эдди был поднят ирландский флаг. Это не было ошибкой - это было желание гонщика, которое основывалось на личных политических взглядах. Так долго не могло продолжаться, поскольку грозил разгореться скандал (Северная Ирландия и так неспокойный регион), так что в будущем в его честь подымался флаг Великобритании.
Увы, но удачное начало сезона не получило продолжения - дальше было лишь хуже, а серия из восьми сходов подряд только подчеркивает плохое состояние Феррари. Пережил Эдди и личную трагедию - после гонки в Сильверстоуне ему сообщили, что на гонке Индикар погиб Джефф Кроснофф - его лучший друг.
Проблемы Феррари удалось частично решить в 1997 году - благо, в этом смогли помочь Росс Браун и Рори Бирн. Команда значительно усилилась, а Михаэль Шумахер получил шанс на титул. А Эдди Ирвайн получил шанс продемонстрировать себя в роли второго пилота. Наверное, в 1997 году он мог получить Оскар за эту роль, если бы была такая номинация. Ирвайн уже в первом повороте чемпионата ошибся и выбил из гонки... Жака Вильнева. К счастью, не в каждой гонке возникала такая ситуация - все было гораздо благоразумнее. Попутно Ирвайн смог добыть несколько подиумов, но большее значение имела его помощь Михаэлю. В Японии он даже мог победить, но пожертвовал всем и настроился только на одно - нужно было придержать Жака Вильнева. С этой задачей британец справился блестяще, но финишировал лишь на третьем месте.
Следующий сезон хотя и принес больше очков и подиумов, но был менее заметным. Эдди часто беспокоили проблемы со спиной, и это отразилось на сезоне в целом. Конечно же, не обошлось и без того, что Ирвайн просто не смог выжать из машины максимум - или же ему просто "подсунули" такую машину. Но этот сезон затмил 1999 год, который был очень насыщен событиями.
В первой же гонке сезона Эдди Ирвайн одержал первую победу в жизни. Это был великий успех, но первым номером он по-прежнему не являвся. Во-первых, он и сам немного сдал в результатах; во-вторых, не дали бы ему обойти Шуми - чего уж тут скрывать правду. Но вот Сильверстоун полностью изменил ход чемпионата. После старта гонки Ирвайна хотел пройти Михаэль Шумахер, который не получил должной помощи от напарника. Возможно, Красный Барон в тот момент занервничал и допустил роковую ошибку - он попал в аварию и выбыл на полсезона.
Ирвайн наконец-то стал первым номером команды и очень хорошо справлялся со своей работой. Его напарником стал Мика Сало, который свои гонки провел очень неровно: то на подиум приезжал, то выступал из рук вон плохо. Мог Мика даже выиграть гонку, но на Гран-при Германии за ним следом шел Эдди Ирвайн, которому финн просто отдал победу. Это были важные очки для британца, поскольку ему удалось навязать борьбу Мике Хаккинену.
Увы, но эта борьба омрачалась постоянными слухами о том, что Феррари ставит палки в колеса Эдди. Особенно это проявилось на Гран-при Италии, где британец финишировал шестым и не смог в полной мере воспользоваться вылетом Хаккинена. В Маранелло закрыли программу развития болида под конец сезона, и Ирвайн вынужден был ехать на старой машине. Тем не менее, шансы на титул постоянно сохранялись, и после возвращения Шумахера можно было даже ставить деньги на победу британца. Возможно, в двух последних гонках было много подводных камней, о которых мы не узнаем, но со спортивной точки зрения все выглядело прекрасно.
В Малайзии Михаэль Шумахер помог Эдди выиграть гонку. После того этапа Ирвайн сказал на пресс-конференции: "Теперь я знаю, кто лучший второй номер на планете". Но через несколько часов после гонки результат пилотов Феррари убрали из протокола гонки - боковые дефлекторы не соответствовали техническому регламенту. Мика Хаккинен мог автоматически стать чемпионом, но потом был суд в Париже, где "красные" выиграли дело, а затем - решающая гонка в Сузуке. Увы, но на этот раз она не стала счастливой для Ирвайна - Шумахер не удержал Хаккинена на старте, и финн через полтора часа добыл победу в гонке и второй титул...
На этом сказка Эдди Ирвайна закончилась. В конце года он перешел в новую команду Ягуар, которая родилась на базе великолепной команды Стюарт. Планы команды были обширны, но достичь каких-либо нормальных результатов так и не удалось. В начале нулевых годов они попробовали заманить к себе Эдриана Ньюи, но тот пришел в эту команду чуть позже - когда она была переименована в Ред Булл. Возможно, с приходом Ньюи Эдди получил бы еще один шанс, но этого не произошло - машина была слаба, а британец так и не научился ехать на 110%. В итоге он провел там три полных сезона и в конце 2002 года решил закончить карьеру в Формуле-1.
По ходу своей карьеры Эдди Ирвайн отличался веселыми поступками вне трассы, но после выступлений в гонках он сумел стать успешным бизнесменом. Свой капитал он лишь наращивал, вкладывая деньги в бизнес. Конечно, были и проколы, но удачных сделок было больше, так что "пропить" деньги не удалось. Почему-то это удивляет - от Эдди можно было ожидать всего, но только не этого.