Современная история НХЛ насчитывает уже четыре случая остановки работы Лиги, которые вместе привели к потере почти 1700 матчей. Самый первый и самый безобидный вариант произошел в 1992 году, и тогда это был не локаут, а страйк (страйк - забастовка игроков, локаут - инициатива Лиги). В апреле 1992 года, как раз перед стартом матчей на вылет, Профсоюз очень вовремя объявил забастовку, оказав давление на владельцев клубов. Как известно, хоккеисты получают деньги только за регулярный сезон, а в плей-офф играют бесплатно, а вот клубы основную часть своих доходов получают за матчи плей-офф, поэтому страйк был организован в правильное время.
А страйк начался из-за желания хоккеистов перераспределить бонусные деньги за плей-офф и поменять систему работы рынка свободных агентов. Удивительно, но стороны договорились за десять дней, календарь немного поменяли и не было потеряно ни единого матча. Однако уже через два года Лига объявила локаут, выдвинув для нового Коллективного соглашения свое основное требование, а именно введение потолка зарплат. Естественно, игроки были против, ибо это могло существенно урезать их зарплаты. Локаут затянулся на три месяца и завершился только в январе, что привело к сокращению чемпионата до 48-ми матчей.
При этом регулярный сезон впервые в истории Лиги растянулся аж до мая. НХЛ не смогла продавить жесткий потолок зарплат для всех игроков, но были введены ограничения для соглашений новичков и проблему отложили, как оказалось, на десять лет. Самый феерический локаут в истории всех лиг Северной Америки случился в 2004-2005 годах. В сентябре, после истечения срока Коллективного соглашения, владельцы клубов заявили, что на сей раз они намерены стоять до последнего и ввести жесткий потолок зарплат.
Осенью 2004 года Лига предложила Профсоюзу шесть разных вариантов того, как можно было бы ввести потолок зарплат, но все эти идеи хоккеисты отклонили. Оптимизма переговорам не добавлял и тот факт, что лидер Профсоюза, Боб Гуденоу, был не в лучших отношениях с Гари Бэттменом и некоторыми владельцами клубов. Например, Эд Снайдер, собственник Филадельфии, заявлял в то время следующее: "Я бы точно перепрыгнул через стол, подбежал к нему и задушил насмерть. Конечно, это нехорошо, поэтому я лично не принимал участия в переговорах".
Девятого сентября Профсоюз предложил вариант с урезанием зарплат в контрактах на 5%, однако без введения потолка зарплат, на что Бэттмен ответил отказом и НХЛ вместе с предсезонными матчами отменила сразу и первую неделю регулярного сезона. Еще один раунд переговоров в октябре завершился провалом и стороны просто перестали общаться. Несмотря на необходимость вести диалог, Лига и Профсоз следующую встречу провели только девятого декабря! В этот день Профсоюз сделал еще одно предложение, в котором зарплаты игроков уменьшались на 24%, кроме того, были некоторые уступки в контрактах новичков и арбитражном процессе. Гуденоу назвал все это "существенными уступками", а Бэттмен сперва заявил о "большом шаге вперед со стороны игроков". Однако НХЛ, изучив предложение, не обнаружила там самого главного, а именно намека на потолок зарплат хоть в каком-то виде. Лига отказала Профсоюзу и переговоры вновь замерли на целых два месяца.
В феврале стороны провели семичасовую сессию, в результате которой Гуденоу заявил: "Никакого прогресса, мы не можем найти общий путь. Но еще попробуем это сделать". В попытках достичь компромисса стороны обменялись рядом предложений, однако сезон это не спасло. Лига хотела ввести потолок зарплат на уровне 42,5 миллионов, а Профсоюз, согласившийся в итоге на ограничение зарплат, хотел видеть потолок не ниже 50 миллионов. Эксперты были уверены, что все сойдутся на среднем варианте в 45 миллионов и сезон начнется, но НХЛ и хоккеисты не собирались сдавать позиции.
Девятого февраля Бэттмена сообщил о намерении отменить весь сезон, если в течение недели сделка не будет оформлена. Ничего не вышло и 16-го числа Лига объявила о полной отмене чемпионата 2004-2005. Естественно, была последняя попытка спасти сезон. Стало известно о секретной встрече сторон, которая состоялась 19-го февраля. В ней принимали участие легенды хоккея Уэйн Гретцки и Марио Лемье, пытавшиеся образумить стороны, и в СМИ говорилось, что удалось достичь соглашения по поводу цифры потолка зарплат и длительности сезона - потолок якобы должны установить на уровне 45-ти миллионов, а регулярный сезон для каждой команды будет состоять из 24-х матчей.
Однако все напрасно, ибо в конце концов Бэттмен сообщил об окончательной отмене сезона. Уже в марте Лига отменила и драфт, но в июне стороны все же вернулись к переговорам и Профсоюз согласился на шокирующие условия: потолок зарплат в 39 миллионов (а раньше ведь Лига предложила 45) и уменьшение суммы каждого контракта на 24%. Более того, после этого соглашения, которое было подписано 13 июля, Боб Гуденоу подал в отставку и отказался обсуждать с прессой итоги локаута, затянувшегося более чем на 300 дней.
Существует ли большая разница между двумя последними локаутами? В 2004 году это была борьба идеологий - Лига с потолком зарплат и без него. Сейчас же сторонам нужно просто поделить доход в 3,3 миллиарда. Ну, казалось бы просто, но учитывая сумму, стороны могут завязнуть в этой борьбе на месяцы вперед. На мой взгляд, еще одним важным фактором является обида игроков за прошлый локаут. Тогда им пришлось многим пожертвовать (по крайней мере сами хоккеисты так считают) и сейчас они готовы отомстить Лиге. Как говорят сами игроки, никаких больше уменьшений зарплат и послаблений не будет, ибо в 2005 году они уже принесли в жертву свои деньги, чтобы возобновить хоккей. Их позиция проста и логична, как проста и логична позиция клубов, желающих сократить свои убытки.
Интересно, что многие хоккеисты сами отмечают, что в последнее время, зная о возможном локауте, они начали откладывать солидные суммы денег, поэтому могут без труда пережить годичный (если не больше) локаут, и клубам не стоит надеяться, что Профсоюз пойдет на уступки. Существует ли угроза полной отмены сезона? Безусловно. Американские и канадские журналисты почти в один голос говорят, что хоккея в НХЛ, на их взгляд, в нынешнем сезоне ждать не стоит. Нужно понимать, что это всего лишь прогнозы, но сторонам следует помнить - если сейчас они делят 3,3 миллиарда, полученных от болельщиков, то в случае длительного локаута делить им придется намного меньше или вообще ничего. 57% или 43% от нулевой доходности все равно будет ноль.