Юрий Павленко, фото kontrakty.com.ua
– Конечно, итог Олимпиады для нас – не ахти. Возможно, даже провальный, – говорит Павленко. – Дело ведь не только в отсутствии медалей – многие спортсмены показали далеко не лучшие свои результаты. Будем разбираться, анализировать на протяжении нескольких недель и делать выводы. Не исключаю, что они окажутся довольно жесткими и закончатся кадровыми изменениями. Будем и приглашать дополнительных специалистов, где это необходимо.
– А ваше министерство сделало все возможное?
– Да, государство выполнило все свои обязательства. На протяжении всего 4-летнего цикла подготовки не было проблем с финансированием. Разве что вначале 2009 года – из-за кризиса. Но мы быстро справились. И все кандидаты, члены сборной провели необходимые сборы, ездили на все необходимые соревнования, получили необходимый инвентарь.
– Сколько потратило государство?
– Могу сказать, что в прошлом году мы выделили 21 млн грн.
– Вы считаете, что говорить о причинах неудач на этой Олимпиаде пока рано. А в целом – почему у нас так плохо с зимними видами?
– Прежде всего, надо учитывать, что зимние виды у нас традиционно не пользуются популярностью. За всю историю независимой Украины наши спортсмены выиграли 5 медалей. С 1976 года, в составе СССР – кажется, тоже пять, точно не больше десяти. Это говорит о том, что даже в те времена мало уделялось внимания нашим базам.
– Но сейчас базы в еще худшем состоянии….
– Зато в последние 3-4 года начались ремонты, строительство. А спортсмены получают возможность тренироваться на лучших аренах мира. Разработана и стратегия олимпийской подготовки до 2020 года. В ней – приоритетные виды и регионы, которые необходимо развивать: биатлон, фигурное катание, лыжный спорт, фристайл. Приоритет могут получить и другие виды, если появятся высокие результаты.
– Почему наши олигархи не хотят вкладывать деньги в зимние виды? Вы с ними общались на эту тему?
– Чем менее популярны вида спорта, тем меньше к ним интерес частного бизнеса. Но последние полгода мы усердно занимались этим вопросом, были привлечены внебюджетные средства, а во время канадской Олимпиады мы достигли еще нескольких договоренностей. Надеюсь, скоро в некоторые виды придут люди, которые будут их развивать. Ведь действительно – государство может финансировать спорт, но в меру. А для развития, приглашения высококлассных специалистов нужны спонсоры.
– А может государство сделать так, чтобы и бизнесмены меньшего "калибра" могли, скажем, построить трамплин, открыть секцию, пригласить тренера и зарабатывать хоть немного на оплате родителей? Словом, чтобы в спорт было выгодно вкладывать…
– Первый шаг в этом направлении уже сделан. Принят закон, который вступит в действие 1 января 2011 года. Он обязывает наше министерство разработать модель поощрения частного бизнеса в развитии спорта.
– Снижение налогов?
– Как именно – не могу пока сказать, мы работаем над вариантами. Любая льгота приводит порой не к поддержке, а к злоупотреблениям. Этот момент надо хорошо продумать. Есть и другие методы. К примеру, в Канаде государство уменьшает процент подоходного налога родителям, которые отдают своих детей в спортивную школу. Ведь чемпионы рождаются в массовом спорте. Чем больше людей занимается, тем выше шансы получить олимпийских призеров.