Между техникой и скоростью

26 февраля 2014, 21:35
| Денис Трубецкой, iSport.ua
iSport.ua рассказывает о техническом аспекте в горных лыжах.
Между техникой и скоростью iSport.ua рассказывает о техническом аспекте в горных лыжах.
фото Getty Images
Боде Миллер или Марсель Хиршер, Тина Мазе или Мария Хёфль-Риш, Аксель Лунд Свиндал или Линдси Вонн: эти отважные люди уже много лет радуют болельщиков своим бесстрашием на горнолыжных склонах. Но за их успехами скрывается гигантская работа и новейшие разработки.

Горные лыжи - один из самых популярных зимних видов спорта в мире. Такая популярность обусловлена сразу несколькими факторами. В первую очередь, обычного человека моментально заводит адреналин. Каждому бы хотелось парить, спускаясь по крутейшим склонам с запредельной скоростью, и многие этим занимаются. За последние 20-30 лет количество горнолыжных курортов серьезно увеличилось, и теперь горнолыжный спорт в каком-то смысле стал общедоступным - хотя бы в той его части, которая касаетсяся катания "для себя" и любительства.

Но в профессиональном спорте нет места для развлечений, и те старты, которые мы наблюдаем на Олимпийских играх, целиком и полностью отличаются от любительской горнолыжной реальности. Итак, что же собой представляют горные лыжи среди профессионалов? В первую очередь, нужно разобраться с некоторыми вещами, формирующими базисные знания.

Современные горные лыжи состоят из пяти базисных дисциплин, которые делятся на скоростные и технические. Существует два кита, на которых делится эта квалификация: скоростной спуск и специальный слалом. Именно они формируют между собой третью дисциплину, супер-комбинацию - она состоит из попыток в даунхилле и в слаломе, по одной на каждый вид. Рядом со скоростным спуском существует супер-гигант, а своеобразным соседом специального слалома является гигантский слалом.



Что же отличает эти дисциплины между собой? Если говорить о технических видах, то в специальном слаломе ворота расставлены очень узко, а среднее время прохождения дистанции находится между 50-ю 55-я секундами. В гигантском слаломе проходить ворота попроще, но дистанция значительно длиннее. Разница между скоростным спуском и супер-гигантом заключается в том, что соревнования проходят на одном и том же склоне, но при этом трасса даунхилла куда более прямолинейная, а вот супер-гигант несколько отсылает спортсмена к технической специализации.

Все это необходимо понимать для того, чтобы без проблем разобраться в главном элементе горнолыжной экипировки - непосредственно в лыжах. Именно они, а также их скольжение, играют важнейшую роль в достижении успеха. То, чего порой не замечают зрители у телевизионных экранов, становится определяющим фактором в достижении спортивного результата.

Технологическую борьбу в горных лыжах ведут между собой пять "больших" производителей: компании Head, Rossignol, Atomic, Voelkl и Fischer. Все они поставляют горнолыжникам так называемые карвинговые лыжи. Что это такое? Существует карвинговое катание на лыжах, которое противопоставляется классическому стилю. Говоря простым языком, карвинговое катание - это параллельный способ ведения лыж на кантах. У подобных лыж есть свое преимущество, которое и используют профессиональные спортсмены.

Дело в том, что форма карвинговых лыж серьезно отличается от классических, и это дает спортсмену возможность не только без особых проблем входить в поворот, но и проскальзывать. Другой вопрос здесь заключается в том, что, понятное дело, нельзя просто так взять пару лыж из категории carving, и выйти на трассу этапа Кубка мира. Во-первых, существует определенная регламентация со стороны Международной федерации лыжных видов спорта (FIS). Во-вторых, горные лыжи для профессиональных соревнований хоть и являются по сути карвинговыми, но занесены в категорию racing, гоночные.



И в этом есть своя причина. Здесь мы как раз вернемся к вопросу о горнолыжных дисциплинах. Пользуясь случаем, поясним, к чему был этот ликбез: для каждой дисциплины горных лыж сущестуют свои собственные лыжи, которые полностью отличаются друг от друга. Это, впрочем, совершенно логично, ибо сложно себе представить человека, который выйдет на трассу специального слалома с лыжами для скоростного спуска.

Итак, первый вид гоночных лыж - слаломные. Технический аспект этой дисциплины очень специфичен, поэтому и сами лыжи выглядят совершенно не так, как другие. Пары из слаломной категории - самые короткие и узкие среди всех. У мужчин их максимальная длина не может составлять больше 165 сантиметров, у женщин они еще на 10 сантиметров короче. Кроме того, у слаломных лыж должен иметься боковой вырез с радиусом не более 13-и сантиметров - он как раз и нужен для того, чтобы было удобнее всего пробираться по огромноу количеству ворот.

Успех в слаломе, в первую очередь, зависит не только от лыж, но и от их подготовки. Дело в том, что вторая попытка в технических дисциплинах стартует в обратном порядке, и к моменту старта сильнейших спортсменов трасса уже тотально разбивается. Именно поэтому сервисмены изо всех сил трудятся над тем, чтобы подобрать необходимую смазку. Нет, они занимаются этим всегда, но конкретно в слаломе задача значительно сложнее, ибо суть работы заключается не в том, чтобы улучшить скольжение, а в том, как уменьшить сопротивление при резком смещении лыж в сторону.

В целом, для того, чтобы обеспечить максимально хорошую работу лыж, на Олимпийские игры вместе с командами приехали целые дивизии сервисменов. Дивизии - это вовсе не преувеличение, ибо количество техников, которые обкатывают лыжи и тестируют смазку, у всех топ-команд вроде Австрии, Германии или Швейцарии находится в районе 30 человек. Считается, что лучшую горнолыжную смазку разрабатывают в Инсбруке и в Санкт-Моритце, но сборная США, к примеру, доверяет только собственным разработкам.

Интересно, что в специальном слаломе вопрос подготовки лыж играет куда меньшую роль в контексте общего результата, чем в других видах, но внимание самой разработке куда больше, ибо сам процесс значительно сложнее. В скоростных дисциплинах все, в свою очередь, абсолютно прозрачно: чем быстрее скользят лыжи, тем лучше. Для этого не только стали использовать новейшую смазку и гибкие алюминиевые крепления, но еще и поверхность лыж сделали карбоновой. В этом больше всего преуспела компания Head, которая все еще занимает лидирующее положение.



Лыжи для гигантского слалома, с одной стороны, длиннее, чем в слаломе специальном, но отличие заключается еще и в величине бокового выреза, которая в 2,5 раза больше. Версия для супер-гиганта во многом похожа на гигантский слалом, но еще несколько больше, а самым огромным вариантом являются лыжи для скоростного спуска. Их размер, впрочем, оправдан непосредственно целью выступления, ибо на отдельных трассах для даунхилла скорость в некоторых частях дистанции достигает 150 км/час, что требует от экипировки максимальной выдержки.

В таких ситуациях огромное значение имеет шлем спортсменов. Речь не только о безопасности, которая, безусловно, находится на первом месте, но еще и об аэродинамике, которая в скоростном спуске невероятно важна. Обычно горнолыжники носят двухслойный пластиковый шлем, который изнутри защищен особой прослойкой, направляющей на себя силу от удара. Суть горнолыжного костюма тоже заключается как в безопасности, так и в аэродинамике: два слоя ткани, между которыми специальная прослойка, которая регулирует уровень влияния нагрузок на тело.

Лишь тогда, когда все факторы, включая форму своего спортсмена, совпадают, возможна победа. Горнолыжные склоны - жесткое место, и для того, чтобы отпраздновать здесь успех, нужно много работать. В том числе, развивая технологии, чтобы удивить своих конкурентов.

В процессе подготовки материала использованы фотографии Getty Images
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
ManUn, iSport.ua
ManUn
27 февраля, 10:01
Говоря простым языком, карвинговое катание - это параллельный способ ведения лыж на кантах.
___________

Смешно :). Очень простой язык. Человек не стоявший на лыжах, ничего не поймет в этом простом языке. А в целом интересно.
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости
27 февраля 2014
19:06 Оружейный склад
МЕДАЛИ
все медали
страна золотых медалей серебрянных медалей бронзовых медалей
1 Россия 13 11 9 33
2 Норвегия 11 5 10 26
3 Канада 10 10 5 25
4 США 9 7 12 28
5 Нидерланды 8 7 9 24
6 Германия 8 6 5 19
7 Швейцария 6 3 2 11
8 Беларусь 5 0 1 6
9 Австрия 4 8 5 17
10 Франция 4 4 7 15
20 Украина 1 0 1 2
ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100