Сергей Бубка, фото google.com
— Скажите как бывший спортсмен, когда легче выступать: в начале Олимпиады или ближе к концу?
— Лучше выступать, конечно, в начале олимпийского турнира. Потому что ждать очень тяжело. Кто-то уже выступил, кто-то получил медаль, кто-то уже отмечает вовсю, а ты все сидишь и ждешь. И все эти мысли, вся эта атмосфера загоняют спортсмена в достаточно трудную психологическую ситуацию. Нужно тогда или постараться находиться вне этого всего и приезжать прямо к старту или же, наоборот, приехать заранее и адаптироваться, привыкнуть к обстановке. Здесь, конечно, все от конкретного человека зависит.
— На ваш взгляд, в циклических видах спорта, таких как лыжи или биатлон, что обеспечивает победу: ноги или голова?
— Не может быть такого, чтобы победу обеспечивал только один элемент. Для того чтобы побеждать, необходимо достигать баланса между всеми этими элементами и соответствовать тем требованиям, которые существуют в том или ином виде спорта. Безголовые в спорте точно не побеждают, особенно в таких видах, как, например, биатлон, где надо не только бежать ногами, но и психологически выдерживать колоссальный накал борьбы, связанный со стрельбой. Однозначно, спортсмен должен быть гармоничной, целостной личностью, а все технические детали подскажут тренеры и специалисты.
— На этой Олимпиаде привлекли внимание сразу несколько спортсменов, которые выступали не за свои родные страны. Новый австралиец Бегг-Смит, словачка из Тюмени Анастасия Кузьмина, российская японка Юка Кавагути. Как вы вообще относитесь к такому явлению, как переход спортсменов из страны в страну?
— Мы, слава богу, живем в демократическом обществе. Это абсолютное право человека выбирать, где он будет жить и за какую страну выступать. Кроме того, в каждом виде спорта есть свои федерации, которые устанавливают очень четкие и понятные правила и процедуры перехода. Если нужно процедуру сократить, а перед Олимпиадой переход составляет 3 года, требуется согласие национальной федерации и НОК. Если все формальности соблюдены, то почему бы и нет. Кто-то женится, кто-то выходит замуж, так что, мы будем привязывать людей за ноги? Мы, наверно, отошли от тех старых советских времен, когда ничего нельзя было делать и думать. Кроме того, всегда приятно, когда побеждают представители одной школы. Корни-то ваши, школа, воспитание. Не надо это воспринимать только негативно.
— В России в зимние спорта стали привлекать представителей крупного бизнеса. Например, новым президентом Союза биатлонистов стал Михаил Прохоров. Как вы относитесь к такой практике? Не хотите перенять?
— У нас немного другая ситуация в стране, хотя у нас тоже есть богатые люди, которые интересуются спортом и хотят помогать. В том, что сделали в России, я вижу исключительно позитивный опыт, дополнительные инвестиции спорту, безусловно, необходимы, а специалисты будут только помогать и поддерживать.
— Легендарный биатлонист Александр Тихонов, с которым удалось поговорить по этому поводу, придерживается другой точки зрения. Он считает, что спортом должны руководить профессионалы, а не бизнесмены.
— Я не считаю, что президент федерации должен лично заниматься подготовкой сборной. Президент это менеджер, организатор, а на местах работают тренеры и специалисты, они и готовят команду. Я вот как президент Национального олимпийского комитета Украины не вмешиваюсь в подготовку спортсменов. Откуда я знаю, как готовить лыжников или прыгунов с трамплина? На мне совсем другие, организационные, обязанности, а по всей конкретике я опираюсь на федерации, их профессионализм и знания. Мне что, самому, что-ли, все команды тренировать?! Каждый должен заниматься своим делом. Федерации готовят списки спортсменов, которые должны ехать на соревнования, мы проводим открытый исполком, приглашаем специалистов и там все решаем.
— Какой результат для Украины в Ванкувере вы посчитали бы успешным?
— Мы не зимняя команда, и медали я вообще не планирую. Украина больших успехов на зимних Играх не добивается. В 1994 году у нас было 2 медали, в 1998 году — 1 медаль, в 2002 — ни одной, в Турине — 2 бронзы. Советский Союз не оставил нам никакой инфраструктуры по зимним видам спорта. Поэтому без серьезной материально технической базы нам, конечно, тяжело соперничать на зимних Олимпиадах. Большинство наших спортсменов-зимников в результате готовятся за рубежом.