Профессор. Что у вас ассоциируется с этим словом? У многих – представитель ВУЗов, который обучает желающих грызть гранит науки. У любителей автоспорта – уникального пилота, который обладал великолепным талантом, но предпочитал всегда ехать настолько, насколько это нужно было для победы. Многие его перестали любить после скандального соперничества с Айртоном Сенной, но перестать восхищаться его талантом не в состоянии был никто. Вашему вниманию, Ален Прост!
Говорить про Алена можно долго, если не вечно. Вспоминая его младшие серии, банально констатируем – он выделялся среди остальных. Притом выделялся абсолютно во всех сериях, в каких брал участие, будь то карт, Формула Рено или Формула-3. Такие результаты не могли оставить его без внимания боссов Формулы-1, и первым на горизонте возник Макларен. Увы, пришел он в конюшню не в самые добрые времена, посему и старт карьеры в Больших призах не выдался сверх убедительным. Двигатель Форд не позволял бороться за золото в гонках, так в придачу еще и ненадежным был. Шестое место в дебютном Гран-при Аргентины принесло ему 1 очко в первой же гонке, а лучшим результатом стало 5 место в Бразилии. Несмотря на действующий контракт, Ален заключил соглашение с Рено.
Началось все как в сказке. Рено в те годы позиционировала себя как национальная французская команда: французские мотор, шасси, шины Мишлен, масло Эльф и, конечно же, пилоты. Молодой и перспективный французский гонщик был для конюшни как нельзя кстати. Первые два сезона пришлось потратить на притирку к самой конюшне, выяснение отношений и налаживание конкурентоспособности болида. Рено RE20B был очень быстрым, но в то же время и ненадежным. Так, отказавшись подчинятся командной тактике (то есть пропускать к победе Проста), команду покинул Рене Арну, в 1982 году Прост угодил в аварию с Дидье Пирони, после которой француз закончил профессиональную карьеру. Поговаривают, эта авария внесла окончательные штрихи в манеру вождения Проста, которую позже назовут профессорской.
Как бы там ни было, только в 1983 году Аллен смог реально претендовать на титул, более того, рассматриваться в качестве главного претендента. Но к концу чемпионата Рено RE30B стал подводить пилота, и самым обидным стал сход из-за поломки турбопривода на последнем этапе 1983 года. Третьего места в Кальями хватило Пике, дабы завоевать свой второй титул, тогда как Прост стал козлом отпущения и вынужден был покинуть команду.
Благо, Макларен простил все обиды, притом обзавелся новым двигателем ТАГ и пилотом Ники Лаудой. Сплав опыта и молодости, то, что нужно было для возвращения на Олимп Формулы-1, по мнению руководства конюшни. Но Алена это не волновало, в его планах было завоевание чемпионского титула. Начал Прост с победы в Бразилии, что позволило немного смягчить давление прессы на гонщика. Сезон складывался хорошо для француза, 7 побед, полное доминирование над Лаудой в квалификациях, вот только победа в чемпионате ушла снова от него, и снова на последней гонке, на сей раз в Португалии, а разделило двух партнеров всего пол очка, самый минимальный разрыв между чемпионом и вице-чемпионом. Опыт взял свое, но молодость не желала сдаваться. И уже в 1985 году Прост впервые становится чемпионом мира.
Айртон Сенна (в самый разгар соперничества): "Если Прост хочется называть себя единственным чемпионом, трижды чемпионом мира, он должен быть более спортивным. То, как он ведет себя сейчас, называется трусостью".
Главным соперником француза в тот год стал Микеле Альборето на Феррари. Одно время итальянский пилот даже лидировал в общем зачёте, но пять подряд сходов в пяти последних гонках сезона не оставили ему шансов. За спортивные достижения Алену Просту в 1985-м году был вручён Орден Почётного легиона. Казалось, защитить титул будет тяжелее всего – в 1986 фаворитами считались два Уильямса Пике и Менсэлла, тогда как лучшим пилотом – Айртон Сенна. Макларен и близко не причисляли к фаворитам. Тем не менее, Прост выжимал максимум из своего МР4/2, и к концу последней гонки все еще был претендентом на титул. Пример, которому следует поучиться многим: Макларен распустил слух о новых сверхпрочных покрышках Гудьер, якобы выдерживающих всю гонку без замены, партнёр Проста Кеке Росберг заявил, что решил не помогать французу бороться за титул, а достойно провести свою последнюю гонку. На самом же деле никаких новых шин не существовало и в помине, а Росберг, которого выпустили на полупустых баках, должен был помочь Просту загнать пилотов Уильямс. Жаль, что сейчас запрещены такие трюки, в том числе и ложные выбеги механиков на пит-стоп, а тогда такой трюк принес французу второй титул, окончательно утвердив его в звании "Профессора" и сделав его первым гонщиком со времён Брэбема, кому удалось отстоять свой титул.
Кеке Росберг: "Стиль Алена совсем не такой, как мой. Я пробовал копировать его иногда во время тестов, и для меня это никогда не работало. Я всегда был медленнее, чем прежде и чем больше я старался, тем дальше от меня оказывался этот маленький лягушатник".
Сезон 1987 года был переходным. Все готовились к новой эре двигателей. Уильямсы доминировали, но под конец сезона рассорились с мотористами Хонды, которые желали видеть в кокпите своего пилота. Этой ситуацией воспользовались в Макларене, сколотив один из самых сильных дуэтов за всю историю Формулы-1 – Ален Прост, пилот Макларена с двигателем Хонды, и Айртон Сенна, пилот Хонды с шасси Макларена. Тандем Макларен-Хонда был непобедим, одержав четыре победы в пяти сезонах, а 1988 год считается лучшим, когда только в одной гонке подопечные Рона Денниса не добрались к финишу, а во всех остальных обязательно кто-то из дуэта Прост-Сенна поднимался на высшую ступень пьедестала. Прост выиграл семь Гран-при, ещё семь раз становился вторым и по итогам сезона набрал на 11 очков больше Сенны. Но зачтённых ему по действовавшему тогда лимиту одиннадцати лучших результатов: семи побед и четырёх вторых мест против восьми побед и трёх вторых мест бразильца оказалось недостаточно для завоевания титула. Чемпионом стал Сенна.
Реванш француз взял уже в следующем году. Но дался он ему ой как нелегко. Мало того, что конкуренты подтянулись к Макларену, так еще и отношения с коллективом и напарником испортились. Одержав свою последнюю победу за Макларен в Италии, Прост демонстративно выбросил победный кубок в толпу тифози. А после Гран-при Японии, где Сенну за постороннюю помощь исключили из итогового протокола гонки, в результате чего Прост стал трёхкратным чемпионом мира, Деннис подал протест в ФИА, оспаривая дисквалификацию бразильца. Француз перешел в Феррари, и многие уже поставили на нем крест.
В Маранелло успели забыть, как это бороться за титул, и максимум, что им удавалось – поодинокие победы в гонках. Но громадная работа Проста, проделанная на тестах, позволила Скудерии вернуться в число лидеров. Самым ярким моментом в итальянской истории француза можно считать Гран-при Мексики, где Ален стартовал только тринадцатым, но в гонке он одного за другим опередил Наннини, Де Чезариса, Мартини, Уорика, Донелли, Алези, Бергера, Патрезе, Бутсена, Пике, Мэнселла и, наконец, за девять кругов до финиша обогнал лидировавшего Сенну. Да, у Айртона были проблемы с шинами, но это не должно преуменьшать заслуги Проста. Впрочем, завоевать четвертое чемпионство с Феррари ему так и не удалось.
Вири-Шатийон: "Чёрт бы побрал эту Феррари! Мы в дурацком положении — все контракты на будущее подписаны, а Прост без работы!"
Мало того, в Маранелло обиделись на пилота за то, что он назвал Феррари грузовиком, и разорвали с ним контракт за одну гонку до конца чемпионата. В то время, когда все конюшни уже подписали пилотов на следующий сезон. Прост остался без работы, но это его не смущало – он поработал на тестах для Лежье, комментировал гонки для французского ТВ и просто отдыхал. А уже в сентябре было объявлено, что Ален заключил контракт с Патриком Хедом и Фрэнком Уильямсом. Чемпионат 1993 года начался не слишком удачно, Сенна захватил лидерство, тем не менее, Ален не опустил рук и, методично штампуя победу за победой, завоевал четвертый чемпионский титул. С семью победами, 13-ю поулами и шестью быстрыми кругами, Прост досрочно выиграл чемпионат, на 26 очков опередив Сенну и на 30 Хилла. И как только ему покорилась эта вершина, француз объявил о том, что в предстоящем 1994-м году он не станет защищать свой титул и по окончании текущего сезона завершит гоночную карьеру.
Как всегда, у всего есть две стороны медали. Вы можете не любить Проста за его соперничество с Сенной только потому, что вы симпатизировали бразильцу, вы можете упрекать его в том, что ему симпатизировала ФИА. Опять-таки, Вы можете ставить под сомнение кандидатуру Проста в качестве замены Берни Экклстоуну, но как говорится – это уже совсем другая история. А пока – 4 чемпионских титула, 51 победа в Гран-при и феноменальный талант как минимум обеспечивают Просту место в лучшей десятке пилотов Формулы-1 за всю историю по версии iSport!