Единственный пятикратный чемпион мира - впрочем, это не даем ему много славы в наши дни. А все потому, что мало кто видел пилотаж Маэстро воочию. Жаль, ведь аргентинец мог дать фору многим. Пилот, который из полных семи сезонов 5 раз стал чемпионом, на чьем счету 24 победы, 35 подиумов, 29 поулов и 23 быстрых круга. Человек, который брал участие в первых сезонах Формулы-1, сам того не подозревая! Много эпитетов можно применить к аргентинцу итальянского происхождения, но только один метит в самую точку – великий. Или просто Маэстро!
В 1957 Формула-1 переживала кардинальные изменения. Автомобили становились все меньше, а скорости – большеНачнем, пожалуй, с того, что немного отойдем от темы. Вспоминая первые шаги Королевы автоспорта, любой столкнется с двумя версиями, среди которых одна официальная, а вторая – правильная. Так вот, когда ФИА решила организовать первый сезон Формулы-1, никакого турнира само собой не было. Организаторы банально брали результаты самых престижных гонок и постфактум объявляли победителя. Это и объясняет присутствие 500 миль Индианаполиса среди этапов, в котором европейцы принимали участие считанные разы, а очки шли в общий зачет. К чему же мы ведем? Для Фанхио год 1948, когда он появился в Европе, и год 1950 по существу ничем не отличались.
На своей родине Фанхио выиграл практически все возможные гонки. Это не оставило равнодушным правительство, которое решило спонсировать гонщика, в каких целях – история умалчивает. В конечном счете, Хуан получил в свое пользование Мазерати 4CLT/48, принадлежащий Аргентинскому автомобильному клубу, на котором он одержал победу в аргентинском городке Мар дель Плато, а после в Сан-Ремо, Перпигнане, Марселе, Монце и Альби. Результат был достигнут, его заметила заводская команда. 1950 год Фанхио уже начинал в составе Альфа Ромео, чья Альфетта 158 просто не знала себе равных. Машина была великолепна, как и ее пилоты. Так, по правилам ФИА, чемпионом становился пилот, набравший больше всего очков по результатам лучших своих четырех финишей. Фанхио первым пересек финишную черту в Монако, Бельгии и Франции, но его друг и партнер Нино Фарина также трижды был первым – в Великобритании, Швейцарии и Италии. Судьбу титула решило 4 место Фарины в Бельгии, ведь у аргентинца все остальные гонки завершились сходами.
Но успех не заставил себя долго ждать. И уже в следующем сезоне тех же трех побед хватило для титула чемпиона. В последней гонке в Испании Хуану таки удалось приехать первым, что принесло титул именно ему, а не Альберто Аскари. Еще через год Фанхио хотел повторить свой успех, правда, уже в составе заводскойЧеловек, вошедший в историю, как самый возрастной чемпион. Человек, который стал первым пятикратным чемпионом мира. Человек, чей рекорд не превзойден до сих пор, ведь 5 титулов добыты Маэстро в составе 4 команд команды Мазерати, но произошла беда. К своему первому Гран-при ему необходимо было добраться из Северной Ирландии в Италию на частном самолете, но самолет улетел, не дождавшись Фанхио. Гонщику пришлось проделать суточный марафон через всю Европу на взятом напрокат автомобиле, чтобы поспеть в Италию к воскресной гонке. Он все-таки успел, но сел за руль уставшим и без необходимого количества тренировок, не узнав, на что способна машина. Это сейчас пилоты скорее не едут, а исполняют указания своих инженеров, а в суровые 50-е нужно было бороться не только и не столько со своими соперниками, как со своей машиной. Фанхио попал в аварию, травмировав шею, которая выбила его с соревнований на год.
Уже к следующему году, который проходил по правилам Формулы-2, Фанхио был во всеоружии, вот только машина подвела. В 1953 Мазерати не могла соревноваться с Феррари. Да, преимущество Скудерии не было столь велико как годом ранее, но и этого было мало. Максимум, что выжал аргентинец, - это 3 вторых места и победа в Монце. Тем не менее, в 1954 в Большие призы собирался вернуться Даймлер Бенц, а Фанхио – отличный кандидат, лучший среди всех гонщиков. И они были правы. К старту сезона все же не успели построить свой автомобиль, но к третьей гонке во Франции модель W196 была готова. Следующие два сезона были словно под копирку, разве что в 1955 противником Фанхио стал другой топ пилот того времени – Стирлинг Мосс. А вообще, немцы поражали своей мыслью, опережающей время, ведь тогда они использовали два вида автомобиля: один для скоростных трасс, а-ля Монца или Реймс, второй, с закрытыми колесами – для медленных, с большим количеством поворотов, а-ля Нюрбургринг или Монако.
Даймлер Бенц пришел, увидел, что на голову выше остальных, и поспешно ушел. А Фанхио пристал на предложение старика Энцо, давно желавшего поработать с Маэстро. Этот союз был плодотворным, ведь чемпионом Фанхио все-таки стал, но не долгосрочным. В красивой борьбе стал чемпионом Хуан, ведь боролся с Мазерати Мосса, но тяжелая моральная обстановка в Маранелло, в основном исходившая от конфликта Фанхио с Энцо Феррари, вынудила пилота покинуть Скудерию. Впрочем, ушел он не так уж далеко - в Мазерати. Мосс решил перейти в английский Вануолл, а такая рокировка никак не могла смущать Мазерати. Ни с чем остались только в Маранелло, которых в следующем сезоне ждал провал.
В 1957 Формула-1 переживала кардинальные изменения. Автомобили становились все меньше, а скорости – больше. Так и случилось, Вануолл в основном доминировал, но победу таки одержал Маэстро. Многие сравнивают Мосса и Фанхио, англичанин имел громадный талант, но не было у Стирлинга одного – способности бережно доводить автомобиль до финиша. Так и получилось: Мосс выжимал из своего болида максимум, но его стиль вождения просто загонял машину посреди дистанции, тогда как Фанхио ехал настолько, насколько это было нужно.
Гонка в Нюрбурге стала последней, где Маэстро одержал победу. Но самое примечательное — одержал он ее красиво, и большинство называет Гран-при Германии 1957 года лучшим в богатой гоночной карьере аргентинца! Фанхио с первых кругов умчался в отрыв от преследовавших его Коллинза и Муссо. Аргентинец штамповал лучшие круги в истории "Зеленого ада", и до заезда в боксы смог пройти круг за 9 минут и 28 секунд, что на 12 секунд опережало лучший результат в истории (к слову, показанный им же в прошлом году)! Заполнив баки топливом и сменив задние колеса, аргентинец выехал в 30 секундах позади Хоторна и Коллинза. Казалось бы, очень солидное преимущество, но 46-летний Фанхио задал такой темп, что выдержать его не смог никто — аргентинец отыгрывал по 8-11 секунд на круге. На предпоследним круге Фанхио одним махом прошел два Феррари и умчался к победе. К концу сезона еще оставалось две гонки, но эта победа фактически принесла 5 чемпионское звание великому аргентинцу.
Человек, вошедший в историю, как самый возрастной чемпион. Человек, который стал первым пятикратным чемпионом мира. Человек, чей рекорд не превзойден до сих пор, ведь 5 титулов добыты Маэстро в составе 4 команд. Период 1950 — 1957 годов ознаменовался эрой переднемоторных двигателей, а символом этой эры, безусловно, является Хуан Мануэль Фанхио.