Казалось бы, с чего Сенну называют лучшим гонщиком всех времен и народов? Ведь были пилоты, которые обгоняли его на трассе, были и те, у кого титулов больше. Но все равно, 9 из 10 поклонников Формулы-1 скажут, что Сенна просто лучший. Вы спросите почему? Все просто – имя "Волшебника" не только ассоциируется со скоростью, Сенна – это и есть скорость!
Родители Айртона не были бедными, посему доступ к карту он имел с самых малых лет. Уже в 1977 году Айртону покорился чемпионат Южной Америки по картингу, тем самым бразилец открыл себе дорогу в Европу. И там победы начали идти одна за другой – Формула-Форд 1600, Формула-Форд 2000 и, наконец, Формула-3. Сами собой эти победы ничего не значили, если бы тебя не заметили представители Больших Призов. А в случае с Сенной, к нему присматривались сразу многие: Уильямс, Макларен, Брэбем, которые были на вершине в те годы, а также более скромный Тоулман. Увы, рискнуть пригласить юного бразильца киты автоспорта не решились, другое дело Тоулман, которому терять было нечего. Сотрудничество с Сенной тянуло за собой не только потенциально новых инвесторов, но и возможность продать пилота за немаленькие деньги, чем и объясняется 2-летний контракт.
Ставка сыграла, Сенна провел в конюшне всего один сезон, вот только ушел он не за большие деньги, а с большим скандалом. Тем не менее, все поклонники пилота и автоспорта в целом запомнили 1984 год не только благодаря этому скандалу и борьбе Лауды с Простом, но и невероятному Гран-при Монако. Трасса, которая не радует обгонами на постоянной основе, явила миру талант, бриллиант, коим являлся Айртон. Под проливным дождем, когда видимость была максимум метров на 5 и все пилоты сбросили скорость, Сенна и не собирался снимать ногу с педали газа. Один за другим Айртон проходил соперников, и когда оставался лишь Ален Прост, гонку остановили. Не просто остановили, но и лишили пилота столь ранней победы в карьере.
Фрэнк Уильямс: "Он был так же быстр, как и Шумахер. Он был так же храбр, как и Михаэль, но в то же время отличался большим интеллектом. Он был ужасно умным парнем. Он даже мог стать президентом Бразилии. Для того, чтобы его обогнать, вы должны были уметь играть в шахматы".
Как бы там ни было, эта гонка поставила точку в карьере Айртона за Тоулман. Оставался один вопрос – кто убедит присоединиться к себе молодого бразильца. Самым проворным оказался Лотус, чья модель 97Т подавала большие надежды. Скорость, продемонстрированная Айртону во время одного из его визитов на базу команды, поразила гонщика, и мысли о чемпионстве ненароком стали сами всплывать. Увы, машина оказалась быстрой, но ненадежной. Свой первый поул, а заодно и первую победу, да и первый "Большой шлем", Айртон добыл на европейской родине – в Португалии. Победа в Эшториле и в Спа остались единственными светлыми пятнами в первом сезоне за Лотус, в остальном же были разочарования: машина часто ломалась, а с напарником постоянно возникали ссоры.
Следующие два года были многообещающими, особенно 1987. Дело в том, что Лотус прервал отношения с Рено и перешел на двигатели Хонда. Машина стала более надежной, скорость никуда не делась, но была проблема – Уильямс просто был лучше. Ничто не могло помешать Пике и Мэнселлу разыгрывать титул практически между собой. Главное, у Айртона сложились хорошие отношения с японцами, что стало залогом его подписания в Макларен. Айртон – пилот Хонды, с шасси Макларена, как говорили потом, а противостоял ему Ален Прост, пилот Макларена, с двигателем Хонды. Это противостояние – одно из самых известных в истории автоспорта.
Ален Прост: "Я воспринимаю то, каким он был в годы соперничества, как комплимент. Мне стали понятны главные мотивы его действий: в первую очередь он фокусировался на том, чтобы опередить меня. Вот почему на подиуме Гран-при Австралии 1993 года, моей финальной гонке в карьере, он внезапно стал совершенно другим человеком. Я и по сей день храню воспоминанию о том моменте".
С ходу – чемпионство! В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16, - только в Италии победу одержала Феррари, тем самым простившись с Энцо, - из которых 8 принадлежали Сенне и 7 - Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна. Повторить успех в следующем году Сенна мог, но инцидент на Сузуке знает каждый. Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга. Это место на трассе было практически единственным, где был возможен обгон, и если бы Сенна не попытался это сделать, то чемпионский титул совершенно точно достался бы Просту. Сенна смог вернуться в боксы, сменить передний спойлер и продолжить гонку, выиграв её, однако после гонки он был дисквалифицирован.
Следующий год снова принес плотную борьбу сладкой парочки. Правда, с одной поправкой – Просту надоело отношение к нему руководства, и он переехал в Маранелло. Снова Сузука, снова два непримиримых соперника и снова авария. На сей раз, никого не дисквалифицировали, а поскольку у Айртона очков к началу гонки было больше – он и стал чемпионом. Удалось повторно стать чемпионом, а заодно и третий раз в карьере, и в 1991 году. Борьба шла ужесточенная, но не с партнером, не с Феррари, и даже не с Простом, на аванс сцену снова вышли Уильямс, и Найджел Мэнселл был вторым претендентом на титул. В итоге у британца в Японии лопнула шина, выбив его из гонки, а победа в Австралии принесла бразильцу титул. А вот добыть его в 1992 году Айртону не удалось. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество Уильямса, но и отсутствие Проста — без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьёзного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.
Как ни странно, но к началу 1993 года Айртон сидел без контракта. Так вышло, что попасть к Фрэнку Уильямсу не удалось, ведь с ними заключил контракт Прост, в котором был четко прописан запрет подписания вторым пилотом Сенны. Макларен же был ослаблен – Хонда ушла, пришел Форд, который поставлял двигатели меньшей мощности, чем Бенеттону. С самого начала сезона Сенна заключал контракт на уик-энд, но увидев, что болид имеет хоть какой-то потенциал, подписал соглашение до конца сезона. Однако в последующих гонках Ален Прост смог лучше приспособиться к Уильямсу и стал показывать всё более высокие результаты и, в конце концов, выиграл чемпионат.
Берни Экклстоун: "Айртон был сложным человеком в разумных пределах. Я всегда думал, что у него был внутренний конфликт со всем происходящим. Он был прекрасным другом — тем, кому я мог доверять. Он был очень близок с моей семьёй. Он был приятным парнем".
В 1994 году Сенна перешёл из Макларена в Уильямс, сильнейшую на тот момент команду. Главными претендентами на титул считались Сенна и Шумахер, и результаты первых двух гонок только подтверждали это: бразилец взял два поула, но в гонке первым финишировал немец. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке — Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически. Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был Ален Прост, превратившийся из принципиального соперника в лучшего друга.
"Волшебник" ушел из жизни. Формула-1 потеряла не просто гонщика, не просто чемпиона, она потеряла свой символ, человека, который привлекал на автодромы миллионы зрителей, который влюбил в себя не только своих соотечественников, но и весь мир! Все мы можем спорить о том, кто же должен быть на вершине 10 лучших пилотов по версии iSport. Но кто мы такие, чтобы перечить самим гонщикам. Журнал F1 Racing дважды, в 1997 и 2004 годах, проводил опросы для определения лучших гонщиков за всю историю Формулы-1 среди самих пилотов. По результатам обоих опросов Сенна занимал первые места, и не скоро появится пилот, который сможет его обойти! Покойся с миром, "Человек Дождя", "Волшебник", Айртон Сенна!