Сегодня в Киеве президент Национального олимпийского комитета Украины Сергей Бубка оправдывался перед журналистами за провал на Олимпиаде в Ванкувере (Канада). Господин Бубка дал понять, что НОК – общественная организация, а значит, за результаты выступлений спортсменов, в принципе, отвечать не обязана. Дескать, подготовку и финансирование украинских олимпийцев обеспечивало Министерство по делам семьи, молодежи и спорта. С него и спрос.
По мнению Сергея Бубки, неудачное выступление украинской команды в Ванкувере было практически неотвратимым явлением и следствием бездеятельности властных структур в отношении строительства и реконструкции спортивных баз для подготовки атлетов по зимним видам спорта. "В советские времена за пределами России длительное время существовало только две настоящих учебно-тренировочных базы – в Боровом (Казахстан) и Раубичах (Беларусь), - говорит Сергей Назарович. – Лишь в 80-е годы под зимние виды спорта начали оборудовать украинские Карпаты. Так появилась база в Ворохте. Потом открылись центры по фигурному катанию в Одессе и Днепропетровске. Благодаря им были воспитаны наши олимпийские чемпионы в одиночном катании Виктор Петренко и Оксана Баюл".
По словам господина Бубки, с распадом СССР те немногочисленные спортивные объекты, которые предназначались для развития зимних видов спорта, без государственной поддержки постепенно стали непригодными для подготовки атлетов высокого класса, а новых никто не строил. "Собственно, на этих Олимпийских играх мы выехали за счет воспитанников советского спорта, - говорит Сергей Бубка. – Но лыжница Валентина Шевченко, саночницы Наталия Якушенко и Лилия Лудан, фристайлист Станислав Кравчук – уже возрастные. Мы вряд ли сможем рассчитывать на них к Олимпиаде в Сочи".
Более того, по словам президента НОК, сейчас на грани смены гражданства пребывает ведущая украинская фигуристка Татьяна Волосожар. Дело в том, что многолетний партнер Татьяны по спортивному дуэту Станислав Морозов оканчивает карьеру.
"Россияне уже предложили Волосожар условия и подыскивают ей партнера, - рассказывает господни Бубка. – По всей видимости, Татьяна может стать второй Аленой Савченко, которая в Ванкувере выиграла бронзу под немецким флагом вместе с Робином Шолковы. На данный момент Украина в лице министра спорта не сделала малейшей попытки удержать Волосожар, предложить ей встречные условия и попытаться подыскать партнера, который бы выступал под украинским флагом". По информации isport.ua, новым партнером Татьяны Волосожар может стать Максим Траньков, чемпион мира среди юниоров 2005 года в паре с Марией Мухортовой.
По мнению Сергея Бубки, чтобы исправить ситуацию в будущем, министерским чиновникам нужно переходить от пустых слов к реальным делам. Фамилия Павленко в течение часовой беседы с журналистами не прозвучала ни разу, но косвенно руководитель НОК дал понять, что именно министр по делам семьи, молодежи и спорта несет ответственность за неудачу в Ванкувере.
"После успешной летней Олимпиады 2008 года в Пекине руководство государства пребывало в эйфорическом состоянии, - говорит Сергей Назарович. – Мне обещали, что вскоре должна состояться встреча, на которой мы обсудим дальнейшие пути развития украинского спорта. В том числе – зимнего. Но время шло, а мои попытки изменить ситуацию игнорировались. Дело в том, что Национальный олимпийский комитет – общественная организация. Мы можем только предлагать, а принимать какие-то решения на государственном уровне не уполномочены".
В ближайшее время Сергей Бубка должен обсудить дальнейшие пути развития спорта с новым Президентом страны Виктором Януковичем. "Виктор Федорович в бытность руководителя НОК многое сделал для развития спорта, поэтому у меня есть все основания надеяться на его поддержку, - говорит господин Бубка. – Наш спорт нуждается в революционных изменениях. Только в таком случае мы сможем реально, а не теоретически претендовать на медали зимней Олимпиады. Не Сочи, а, в лучшем случае, на Играх-2018".
Как пример Сергей Бубка привел Беларусь: "Став президентом страны, Александр Лукашенко посетил Олимпиаду в Нагано в 1998-м, а с 2000 года в Беларуси началось строительство спортивных объектов. Сегодня там в каждом городке есть спортивные арены для занятий совершенно разными видами спорта. И вот вам результат: через десять лет в Ванкувере белорусы выиграли первое в своей истории "зимнее" золото".
Вместе с тем, Сергей Бубка заявил, что не собирается претендовать на пост министра спорта и не будет рекомендовать Виктору Януковичу "подходящие" кандидатуры. "Выскажу только пожелание, чтобы спорт в будущем не был банальным привеском к нескольким другим ответвлениям министерства, - говорит Сергей Назарович, очевидно, намекая на недопустимости соединения в одном министерском ведомстве дел семьи, молодежи и спорта. – Считаю, спорт достоин того, чтобы им занимались отдельно. А то, получается, в Минмолспорте за спортивные вопросы отвечал всего один человек. Логично, что даже физически уследить за всем происходящим ему было трудно".
А вот в вопросе о приоритетности видов спорта, который получил особую окраску после резких заявлений экс-министра спорта Виктора Коржа и президента Федерации биатлона Владимира Брынзака Сергей Бубка проявил двуличие. Сначала, когда была озвучена позиция господина Брынзака, Сергей Назарович ответил: "Мы обязаны поддерживать массовость и по возможности развивать все виды спорта. Мы не можем одним сказать "вы лучше", другим – "вы хуже".
Но потом, когда были процитированы высказывания господина Коржа о таких "вымирающих" видах , как прыжки с трамплина и конькобежный спорт, президент НОК стал соблюдать субординацию – бывший однопартиец, как ни как. "Понимаете, говоря о массовости, я что имел в виду? Я говорил о том, чтобы у людей была возможность пробежаться по льду на коньках, поездить на лыжах. Но финансировать все виды спорта в одинаковой мере невозможно".
Много внимания Сергей Бубка уделил вопросам спортивной науки и медицины. Дескать. В Украине эти неотъемлемые составные современного профессионального спорта находятся на пещерном уровне развития. Достижения советской и постсоветской эпохи либо утеряны, либо морально устарели. Денег на издательство методической литературы государство не выделяет. "В таких условиях повышать свой профессиональный уровень молодым специалистам сложно, - замечает Сергей Бубка. – Да и вообще, о чем мы можем говорить, если в Киевском Национальном университете физической культуры и спорта ликвидирована по причине отсутствия набора кафедра зимних видов?"
В заключение, как и ожидалось, перед Сергеем Бубкой был поставлен вопрос о кадровых пертурбациях в руководстве НОКа. "Изменения нужны, но по горячим следам мы не успели разобраться, где именно, - ответил Сергей Назарович. – Кроме того, я не уверен, что у нас есть молодые специалисты, способные равноценно сменить, пусть где-то наошибавшихся, но опытных сотрудников".
А вот как господин Бубка встретил наводящий вопрос о том, как он прокомментирует отставку президента российского НОКа Леонида Тягачева: "Честно говоря, я удивлен. В России, как и у нас, всеми денежными ресурсами, выделяемыми на подготовку к Играм, располагает министерство спорта. Оно же отвечает за развитие инфраструктуры. Потому мне сложно объяснить, почему виновным оказался именно Тягачев. Впрочем, возможно я не знаю всех нюансов. Могу говорить о украинском НОКе. Как мы можем отвечать за результат, если не занимались организацией подготовки команды к Олимпиаде?".