Так и случилось на Олимпийских Играх в Ванкувере. Для вездесущей сборной Австрии они стали настоящим разочарованием. Со стороны над этим, конечно, можно посмеяться, ведь когда команда завоевала две бронзы в личных стартах и золото в командном турнире, то обычно жаловаться не приходится. Ситуация с австрийцами, впрочем, диаметрально противоположная. Успешный тренер Александр Поинтнер и его гвардия, ведомая Грегором Шлиренцауэром и Томасом Моргенштерном, рассчитывали на большее. Им помешал швейцарец Симон Амманн, выиграв, как и в 2002-м году в Солт-Лейк-Сити, две золотых медали. Вернее, не только сам Амманн, но и якобы его сервисмен Герхард Хофер.
Обвинения со стороны австрийцев звучали следующим образом: крепления Симона Амманна не соответствуют регламенту соревнований. Поинтнер и компания посоветовали судьям тщательно проверить экипировку, которую использовал Амманн, на наличие противоречий с правилами. Если говорить конкретно, то речь шла о несколько согнутой системе креплений, которая, по мнению австрийских специалистов, помогала швейцарцу в воздухе. Пресс-секретарь сборной Австрии Флориан Котлаба объяснял в специальном заявлении, что после отталкивания изогнутые крепления позволяют быстрее перейти в идеальную позицию, что, в свою очередь, приносит преимущество в несколько метров.
Выражая протест в отношении экипировки Амманна, австрийцы особенно подчеркивали, что для них вопрос спортивного результата стоит не на первом месте. Котлаба в том же заявлении пытался изо всех сил показать, что речь, в первую очередь, идет о безопасности, а вовсе не о какой-то обиде в отношении успешности лидера сборной Швейцарии. Мол, мы еще в 2008-м году пробовали изогнутые крепления, но отказались от них из-за того, что с ними невозможно контролировать фазу полета при сильном встречном или попутном ветре, а также при экстремальной скорости на столе отрыва.
Протест австрийцев был отклонен, Амманн стал четырехкратным олимпийским чемпионом, а новые крепления сейчас используют все, кроме вернувшегося в прыжки с трамплина финна Янне Ахонена. Сложно сказать, выиграл бы швейцарец тогда сразу две золотых медали без чудо-изобретения своего сервисмена. Швейцарец в любом случае был бы силен, но настолько ли?
Как видим, инновации в спорте решают многое. Конечно же, разработка и внедрение подобных технологий требует немалых инвестиций. Вот уже более 10 лет готовиться к соревнованиям украинской сборной помогает МТС. К примеру, только для подготовки олимпийцев к Зимним Играм-2014 мобильный оператор перечислил НОК Украины около 7 млн. гривен.
Впрочем, важны новации не только для спортсменов, но и для болельщиков.
Известно, что на роль самых продвинутых технически претендуют Игры в Сочи, и не только в плане экипировки. Здесь впервые в истории будет работать высокоскоростная связь 4G, а также проложено свыше 200 км волоконно-оптических линий связи. Вопрос обеспечения связью - один из самых актуальных на Играх, ведь в Сочи одновременно съехались олимпийские сборные и болельщики со всего мира. О наших «олимпийцах» (спортсменах, их родных, болельщиках) позаботилась МТС. Помимо финансовой помощи, МТС предоставила бесплатную мобильную связь и услуги международного роуминга для всех участников сборной Украины. Украинские болельщики тоже не забыты – МТС в два с половиной раза снизила стоимость звонков в России.
А история Амманна и австрийцев в Ванкувере, к слову, имела свое продолжение. После протестов со стороны Поинтнера и компании швейцарец открыто заявил, что костюмы сборной Австрии не соответствуют регламенту - слухи об этом ходили уже много лет. Любопытно, но после детальной проверки австрийской экипировки их результаты действительно ухудшились. Амманн вышел из истории абсолютным победителем.
Так как вообще функционируют прыжки с трамплина, и что позволяет спортсменам летать?
Помимо креплений, чья роль в полетной фазе становится ключевой, экипировка прыгуна состоит из трех важнейших частей: из специальных лыж, шлемов и прыжковых костюмов. В лыжах ведущую роль играет длина. Как это ни парадоксально звучит, но чем длиннее лыжи, тем выше у спортсмена шансы улететь дальше конкурентов, если, конечно, соотношение его роста и веса не намного ниже длины лыж. Именно для этого в прыжках был введен т.н. Body-Mass-Index, который рассчитывается исходя из роста, веса и прочих данных. Если он превышает число 20, необходимо пропорционально уменьшить длину лыж. Начиная с 2011-го нужно иметь BMI максимум в размере 20,5 с учетом веса лыж, обуви и костюма, чтобы использовать лыжи наибольшей длины.
Прыжковая одежда была регламентирована лишь в последние несколько десятилетий 20-го века. Именно в этой области с того времени и тестируется большинство новинок, ибо костюм играет в воздухе огромную аэродинамическую роль. Чем больше кислорода попадает непосредственно в костюм, тем сильнее воздушная подушка, держащая прыгуна над горой приземления. Главной же задачей регламента - свести помощь со стороны непосредственно костюма к минимуму. Для этого и были введены определенные ограничения, в том числе и максимальная пропускаемость воздуха (30 l/min–40 l/min).
В качестве материала для костюма используют набивную ткань толщиной от 3 до 5 мм, что серьезно снижает простор для манипуляций (хотя он все равно остается). Важно и то, что у каждого прыгуна далеко не один комплект формы: для попутного и встречного ветра костюмы шьются несколько по-разному. Для того, чтобы избежать различного обмана, в начале сезона судейская коллегия проводит замер всех костюмов, в результате чего их пломбирует. Командам приходится сталкиваться с огромным количеством контролей, но место для творчества и технологий судьи все-таки оставили.
С 2003-го года в шести местах (плечи, подмышки, грудная клетка, ягодицы, торс, бедра) костюм можно шить индивидуально, с отклонением максимум в 6 см от нормы. Это и используют производители формы, которые изо всех сил пытаются максимально наполнить освободившееся место воздухом, оставшись при этом в рамках регламента. Целые институты работают ради того, чтобы спроектировать прыжковый костюм, который лишь со стороны кажется совершенно простым и незатейливым. На самом деле, подбор идей и материалов ведется круглосуточно, а поиск не останавливается ни на секунду.
Три года назад, впрочем, правила были серьезно ужесточены, что было отчасти вызвано историей Амманна и австрийцев в Ванкувере. Теперь костюмы стали очень узкими, практически облегающими, хотя указанные выше параметры все еще остаются действительными. FIS делает все для того, чтобы прыжки с трамплина стали более честными, но это лишь стимулирует технический прогресс.
Помимо тех изобретений, которые идут непосредственно от самих спортсменов, есть еще и другие вещи, к которым им необходимо адаптироваться. Если раньше лыжня разгона на всех трамплинах была натуральной, то сейчас ситуация немного изменилась, и теперь все больше трамплинов обладают керамической или же ледяной лыжней с системой искусственного охлаждения. Трамплины в Сочи как раз оснащены самой последней версией обновленной ледяной лыжни, создающей головную боль для сервисменов.
Вся проблема в том, что те смазочные материалы, которые обычно использовали команды, не слишком подходят для такой лыжни и серьезно тормозят спортсменов (а ведь скорость разгона - один из основных факторов для достижения дальности прыжка), поэтому топ-сборные вели собственные секретные разработки. В прыжковом мире говорят, что больше всего в этом деле преуспели немцы и поляки, а вот словенцы и австрийцы несколько отстали, но о реальном исходе этой войны, как и о подробностях технического противостояния, мы, скорее всего, узнаем лишь в межсезонье.
Возвращаясь к разговору о креплениях, стоит отметить, что т.н. «систему Аммана» на Олимпиаде в Сочи используют все до одного спортсмена, помимо легендарного Янне Ахонена из Финляндии. Он не смог адаптироваться к новым креплениям, в результате чего был вынужден вернуться к старым. Это забирает у Ахонена несколько метров, зато он чувствует себя в воздухе безопасно и спокойно. Правда, это чувство не помогает спортсмену из Финляндии бороться за высокие места на Играх-2014.
Техническая война в этом виде спорта продолжается. Тайны полета все еще остаются секретом для большинства.
Использованы фото Getty Images