Карьеру этого француза можно разделить на две части: до и после аварии в Канаде в 1997 году. Кто знает, как бы сложилась его карьера дальше, но факт остается фактом - до этой аварии он сильно вырос как гонщик и мог добиться куда более значимых успехов в дальнейшем. Конечно, он продолжал выступать на должном уровне, но машины у него были далеко не победоносные.
Оливье Панис родился 2 сентября 1966 года в Лионе. Любовь к автоспорту у него развивалась постепенно. Про Паниса нельзя сказать, что в четыре года ему подарили карт и он начал колесить вокруг дома - это популярная история будущих гонщиков Формулы-1, но он прошел мимо нее. Серьезная любовь появилась только в начале 80-х, когда вся Франция начала следить за великолепным шествием своих пилотов в королевском классе: Прост, Лаффит, Пирони, Арну... Это был золотой период для Франции, так что не удивительно было, что этим спортом начали интересоваться много юных дарований.
К сожалению, новое поколение не выросло в этой стране - были лишь исключения из правил, среди которых оказался Оливье. Начав выступления в картинге в 1981 году, он быстро пробирался наверх по карьерной лестнице и через десятилетие стал чемпионом в самых престижных доформульных классов. В 1991 году ему покорилась французская Формула-3, а через два года он первонствовал в Формуле-3000 - в то время такая победа открывала двери в Формулу-1.
Оливье дебютировал в королевском классе в 27 лет - очень поздно, как по нынешним меркам, но это принесло свои плоды. Француз уже был опытным гонщиком и он принес огромную пользу своей первой команде - Лижье. В те времена редко можно было увидеть случаи, когда гонщики практически весь сезон добирались до финиша. Панису удалось практически невероятное - он не добрался до финиша лишь в родной Франции. Да, он частенько сидел в глубине пелотона, но такая стабильная езда принесла успех - на Гран-при Германии он дождался проблем у соперников и оказался вторым - это был рекорд для французской команды за последние восемь лет.
В следующем сезоне Панис реже добирался до финиша, но очков стало вдвое больше - теперь он частенько ездил около очковой зоны, что и отразилось на результате. Ну а сезон на последнем этапе в сезоне 1995 года он финишировал на втором месте в Австралии. Удивительно, но в 1996 году тенденция выступлений Оливье не изменилась - финишей стало еще меньше, а результат был просто невероятным. Гран-при Монако-96 навсегда запомнилось болельщикам невероятной победой одного француза на французской машине - такую комбинацию до и, тем более, после этого никто не смог повторить.
Героем того дня стал Оливье Панис, который стартовал с 14-го места и обскакал всех соперников. Можно найти причину в том, что до финиша добралось лишь четыре пилота, но Панис по ходу гонки демонстрировал, что это не случайность. Гонщики стартовали на мокрой трассе и важным фактором стало время замены резины на подсыхающей трассе. Оливье не только улучшил свое положение за счет более удачного пит-стопа, но и после него начал отыгрывать у Хилла - текущего лидера гонки - по две секунды. Панис затем блестяще прошел Ирвайна, который по ходу гонки сдерживал многих, но француз таки сумел проскочить в шпильке. Потом сошли Бергер, Хилл, Алези и таким образом француз стал первым. Но случайной эту победу никак не назовешь.
В Монако Оливье добыл свою первую и последнюю гонку в карьере. Правда, его карьера начала развиваться так, что вторая должна была наступить очень скоро. В конце 1996 года команду Лижье выкупил Ален Прост, который, как и многие чемпионы мира, пытался создать свою боеспособную команду. Надо сказать, что первый сезон выдался блестящим.
Просту удалось сохранить двигатели Мюген-Хонда, а новые покрышки Бриджстоун только добавили дивидендов команде. Результаты росли прямо на глазах: в Австралии Панис заработал первые очки для Проста, на следующем этапе в Бразилии он вовсе финишировал на подиуме, а в Аргентине мог претендовать на победу, но все закончилось обидным сходом. На следующих трех этапах Оливье добыл еще один подиум в Испании и после шести этапов чемпионата шел на... третьем месте в общем зачете!
Увы, но после такого сверхудачного старта последовал Гран-при Канады, который очень многое изменил. Француз попал в серьезную аварию, сломал обе ноги и не смог принять участие в семи гонках. Но дело не только в том, что Оливье потерял шансы на серьезное место - команде он очень сильно помогал и его отсутствие немного притупило развитие. Панис вернулся на последние три гонки в сезоне и сумел добыть очки, но много времени было упущено.
Сезоны 1996-го и 1997-го стали пиком в карьере Оливье - после этого наступили тяжелые времена. Сначала Прост лишился поддержки Мюген-Хонда, и это заставило из перейти на моторы Пежо. К тому же, в 1998 году Макларен и Бенеттон переобулись в Бриджстоун, а еще через год абсолютно все команды подписали договор с японскими шинниками. Т.е. то, что принесло успех Просту в первом же сезоне, сошло на нет. Это же случилось и с результатами - Панис за два сезона набрал лишь два очка.
Несмотря на это, об Оливье никто и не думал забывать. В конце 1999 года ему поступило предложение от Уильямс, но француз остановил свой выбор на месте третьего пилота в Макларен - он стал тестером. Но и тут Оливье проявил себя, поскольку его очень хвалили Рон Деннис, Мика Хаккинен и Дэвид Култхард - сказывался уверенный подход к гонкам. Панис уделял внимание каждой детали, но все таки он был третьим пилотом - так долго не могло продолжаться.
В 2001 году он принял предложение команды BAR - команда все еще пыталась построить машину для Жака Вильнева и Оливье был очень выгодным приобретением. Увы, но техника была далеко от идеала и француз так и не смог продемонстрировать всех своих способностей за два года. Как и в Тойоте, куда пригласили Паниса в 2003 году. Команда с огромным бюджетом натолкнулась лишь на одни проблемы - их было много и все они были разными. Оливье провел в Тойоте два сезона в ранге боевого пилота, а потом - в 2005 году - был все тем же тестером - команда ценила его способности, но японцам не суждено было добиться успехов в королевском классе.
В том же 2005-м Оливье Панис завязал с Формулой-1. Первые пять сезонов для него были фантастическими, но потом что-то пошло не так. Почему то кажется, что француз заслужил на самовозку, которую он бы привез к титулу, но не посчастливилось... Пришлось заканчивать карьеру в командах сомнительного качества, а потом переключится на кузовные гонки, как делают многие пилоты. Сейчас его часто можно увидеть на Ле-Мане, Андрос Трофи - гоночная жизнь француза продолжается.