Михаэль Шумахер на сегодня является самым успешным гонщиком в Формуле-1. Он побил все мыслимые и немыслимые рекорды - количество титулов, побед, лучших кругов, поулов, набранных очков. Все это нельзя оспорить - его фаны им могут лишь гордиться. В то же время, Михаэль - самый осуждаемый пилот. Его противники всячески пытаются найти оправдания его чемпионствам, но цифры упорно продолжают висеть на табло. Также довольно часто приходится говорить и о его характере. Но в этом весь Михаэль...
По стопам кумира нации
Михаэль Шумахер родился 3 января 1969 года в западногерманском городишке Хюрт-Хермюльхайм. Его отец Рольф владел картинговой трассой, где в возрасте четырех лет Михаэль сел за руль. Маленький трек, расположенный в Керпене, имеет очень важную страничку в истории автоспорта. В 1961 году Вольфганг фон Трипс - первая надежда германского автоспорта - привез в свою страну картинг. Ему искренне понравились эти маленькие машинки, и вскоре сумел построить тот самый трек в Керпене. В конце 1961 года Вольфганг погиб, но тогда еще никто не подозревал, какой вклад в историю он все-таки сделал. А через некоторое время эту трассу выкупил Рольф Шумахер.
Гонки стали любимым развлечением для Михаэля, но были и другие интересы. Вторым после картинга стал футбол, в который Шумахер до сих пор играет неплохо и берет участие в различных благотворительных матчах. Также его интересовали дзюдо и кикбоксинг. Но все-таки это были второстепенные интересы - первыми всегда были гонки. Изначально он гонял на карте, построенным его отцом, и уже в шесть лет выиграл первый клубный чемпионат. В возрасте 12-ти лет Михаэль Шумахер поехал в Люксембург, чтобы получить там водительскую лицензию. На тот момент это было единственным решением, поскольку для ее оформления в своей стране ему пришлось бы ждать еще два года. За это время он получил хороший опыт и, после того как получил лицензию в Германии, был полностью готов к победам.
Путь к мечте
Первый чемпионат по картинговым гонкам Михаэль выиграл в 1984 году, а уже через год начал выступления на европейском уровне. К 1987 году он успел выиграть несколько германских и европейских чемпионатов и стал готов к следующей ступени карьеры. В 1988 году он появился в германской серии Формула-Форд и Формула-Кёниг, а через год перебирается в Формулу-3 и заключает исторический контракт с командой Вилли Вебера. В 1990 году Михаэль выиграл германскую серию и в конце года стал участником программы Мерседеса по развитию юных пилотов. Немец пошел нетипичным путем для чемпионов - он начал соревнования среди спорт-прототипов. Он выиграл несколько гонок в этом чемпионате и даже отметился в Ле-Мане и гонках DTM.
Но с этого момента ключевую роль в становлении чемпиона начал играть его менеджер Вилли Вебер, который таким способом продолжил сотрудничать с Михаэлем. 28 июля 1991 года Шумахеру помогли принять участие в гонке японской серии Формулы-3000. Как правило, пилоты на пути к королевскому классу проходят минимум год в этом или подобном классе, но Михаэлю хватило лишь одной гонки. В ней Шуми стартовал с четвертой позиции, затем на старте одну поиграл, но финишировал в гонке вторым. Он проходил соперников с удивительной хладнокровность, возможно иногда был жестким, но уступил он лишь своему коллеге по команде. Уже через месяц он покорил Формулу-1.
Гонка в Спа была назначена на конец августа, и перед гонкой одной из главных тем обсуждения стал арест пилота команды Джордан Бертранда Гашо. Эдди Джордан был вынужден искать пилота на его место и тут под руку попался Михаэль и его могучая команда. Вилли Вебер сыграл роль рассказчика. От него босс команды Джордан узнал, что Михаэль родился недалеко от трассы и знает ее назубок. Это не соответствовало правде, но об этом Эдди узнал позже. Вторым аргументом стал денежный взнос в размере 150 тысяч фунтов от программы Мерседеса. Так Шумахер сел за руль болида Формулы-1 и сразу показал седьмое время на квалификации. Гонка могла пройти еще удачнее - уже в "Источнике" он был пятым, но до "Красной воды" у него отказало сцепление, и сход. Тем не менее, его дебют заметил Флавио Бриаторе. Тогда он управлял командой Бенеттон и после гонки в Спа мертвой хваткой вцепился в Михаэля. Уже на следующем этапе Шумахер сменил команду. В сезоне оставалось всего пять этапов, но Шуми попал в очки в трех гонках. При этом он дважды опережал своего коллегу по команде Нельсона Пике.
(Дебют Михаэля в Спа-1991)
Первый успех
В 1992 году Пике ушел и Михаэль Шумахер стал первым номером команды - в дальнейшем этот статус он потеряет лишь в двух гонках 1999 года. Наряду с этим сразу же пришли результаты. Надо сказать, что прогресс был не случаен. На протяжении всего межсезонья над машиной работали инженеры во главе с Россом Брауном и сам Михаэль. Всю его последующую карьеру его будут обвинять в том, что он ездил на готовой машине, но он также в нее вносил свой вклад. Шумахер в после окончания школы начал работать механиком. Тогда он хотел обзавестись профессией, если у него не выйдет с гонками. В итоге он совместил эти два понятия. В первое межсезонье он и команда только начинали доводить до ума Бенеттон. Результат был внушительный - семь подиумов и одна победа. Первый раз он стал на верхнюю ступень подиума в Бельгии - там же, где состоялся его дебют всего лишь год назад. Тогда он выиграл у Мэнселла целых 36 секунд и это при том, что машина у конкурента в лишних похвалах не нуждалась.
(Гран-при Бельгии 1992 года)
Михаэль такими результатами смог обеспечить себе третье место в зачете пилотов. Впереди были два Уильямса Мэнселла и Патрезе, а позади был сам Айртон Сенна - действующий чемпион мира. С бразильцем у Шуми возникали интересные истории в том году. В начале сезона Михаэль во всеуслышание заявил, что Сенне помогает быстро ехать только его машина. Все бы ничего, но он это сказал на пресс-конференции в Бразилии! А на первом круге в Маньи-Куре Шумахер выбил из гонки Айртона. Немец после длинной прямой пошел в явно необдуманную атаку. В результате Сенна сошел и после гонки по-отцовски объяснил Шуми, как тот был не прав.
В следующем сезоне Михаэль девять раз смог добраться до финиша и каждый раз он оказывался на подиуме. Машина Бенеттон была сильна, но крайне ненадежна. В итоге Шуми закончил сезон на четвертом месте. Впереди был новый состав пилотов Уильямс (Прост, Хилл) и Сенна на Макларене.
Герой и антигерой
В 1994 году Михаэль добыл свой первый и самый интересный титул. Тот сезон выдался очень насыщенным на разные события и также завершился. Поначалу явным претендентом на титул был Сенна, который наконец-то получил контракт с Уильямс. Но на старте чемпионата он два раза досрочно заканчивал гонки, а затем погиб на Гран-при Сан-Марино. В это время Шумахер летел к победе в чемпионате. Он выиграл первые четыре гонки сезона, а через небольшой перерыв одержал победу в еще двух. На восьмой этап в Сильверстоун Шуми приехал опережая Хилла - пилота Уильямс - на 37 очков. Но тут у Михаэля что-то заклинило в подсознании. Совершенно необъяснимую гонку он провел в Великобритании.
Хилл стоял на первом позиции, а Михаэль позади него. Интересное началось еще до старта. Немец на прогревочном круге сначала обогнал Хилла, а затем его пропустил. Перед самым стартом у одного из пилотов на стартовой решетке возникли проблемы и был назначен рестарт. Когда был дан старт еще одному прогревочному кругу, Шуми провернул тот же маневр. Вердикт судей не заставил себя ждать - штраф "10 секунд на пит-лейн". Но и на этом интересное не закончилось. Шумахер вместо отбытия штрафа едет на обычный пит-стоп за топливом... На этот раз стюардам гонки пришлось размахивать перед Михаэлем черным флагом - гонка для него закончена. Шуми заезжает на пит-лейн, доезжает до его конца, останавливается на несколько секунд и... продолжает гонку. Конечно же, организаторы дисквалифицировали Шумахера и вдобавок подарили бонус - пропуск Гран-при Италии и Португалии.
Новые сюрпризы нам преподнес Гран-при Бельгии. Шумахер победил, но был дисквалифицирован из-за нарушения технического регламента. Оказалось, что пластинка под днищем была стерта больше нормы. Команда пыталась подать протест, но такие вопросы Шуми и Браун мог регулировать только перейдя в Феррари. Когда Михаэль чудил на описанных выше этапах, Дэймон Хилл побеждал и смог подобраться к немцу на расстояние одного очка. Заключительная гонка была проведена в Аделаиде. Все закончилось столкновением двух лидеров и чемпионством Шумахера. То, что происходило на 36 круге – до сих пор предмет для споров. Поэтому предлагаем просто посмотреть:
(Аделаида - 94)
В 1995 году Шуми победил более чем уверенно. Команде Бенеттон тогда никто не смог навязать борьбу, и Михаэль выиграл девять гонок. Самую важную для себя победу Шумахер добыл в Германии. Он стал первым немцем, который побеждал на своей родине в королевском классе. Шуми был настолько счастлив, что на круге почета он слишком сильно сбавил темп и у него заглох двигатель. Михаэль Шумахер в 26 лет стал двукратным чемпионом мира, но он был в глазах многих "солнечным мальчиком". Такую кличку ему дали в честь его желтого комбинезона образца 1992 года. Необходимо было менять имидж - выходить на более высокий уровень. Еще до завершения чемпионата в 1995 году Шуми подписал контракт с Феррари. Вместе с ним в команду перешел и Росс Браун. Это был новый вызов - машина не была предметом для подражания, и ее нужно было практически создавать заново. На этот раз времени ушло больше, чем в Бенеттоне, но и результат получился тем, что надо.
(Борьба Шумахера и Хилла на Гран-при Бельгии 1995 года)
Окончание следует.